Эксперт рассказал, что означают слова Белоусова об интеграции военных беспилотных систем
Российские войска на порядок увеличат закупку наземных боевых роботов. Об этом сообщил министр обороны РФ Андрей Белоусов на научно-технической конференции по вопросам эксплуатации и развития наземных робототехнических комплексов с учетом опыта СВО. Он отметил необходимость интеграции наземных, воздушных и морских беспилотных систем. Эксперт в области беспилотной техники Денис Федутинов рассказал «МК», что стоит за этими заявлениями главы военного ведомства.

Наземные боевые роботы сегодня в зоне СВО используются, например, для транспортировки на передний край боеприпасов и воды, эвакуации раненых, а также в ударном варианте — для уничтожения живой силы и укрепленных позиций ВСУ.
По словам Белоусова, в ближайшие годы российские беспилотные системы интегрируют в единую сеть. «В перспективе роль наземных роботов будет только возрастать, - сказал министр. - Уже в ближайшие годы можно будет говорить об интегрированных в единую сеть беспилотных системах в воздухе, на воде и земле, выполняющих боевые задачи в рамках общего замысла».
В 2024 году российская армия получила несколько сотен наземных боевых роботов. В 2025 году планируется поставить на порядок больше. Министр потребовал определить порядок разработки и устранения недостатков наземных роботов, исходя из требований армии и СВО, а также определить модульный принцип их создания и необходимую комплектацию.
- Все беспилотные системы в тех или иных условиях могут обеспечивать применяющей их стороне определенные преимущества на поле боя, - говорит Денис Федутинов. - Примеров, подтверждающих этот тезис, мы видели немало в рамках продолжающейся СВО.
По его словам, беспилотные авиационные системы продолжают занимать львиную долю среди всех используемых беспилотных систем.
- Между тем нельзя не признавать и возможности сухопутных роботизированных средств и возможности морских безэкипажных катеров и необитаемых подводных аппаратов, которые пока были, на мой взгляд, незаслуженно недооценены, - говорит эксперт.
При этом, отметил он, «как мы видим на опыте боевых действий, наиболее эффективными могут оказаться не чрезмерно дорогостоящие высокотехнологичные вещи, а иногда базирующиеся на недорогих технических средствах новые подходы в тактике использования, включая конвергенцию различных по характеристикам, а иногда и по рабочим средам систем в рамках единых решений».
- Например, беспилотный летательный аппарат запускается с другого дрона, - говорит Денис Федутинов, - или же беспилотник может десантировать малоразмерных наземных роботов, обеспечивая им одновременно связь с оператором, или же катер может запускать беспилотные летательные аппараты – разведчики или камикадзе. Сценариев, подразумевающих такое совместное задействование роботизированных средств, может быть множество.
Для реализации таких сценариев, которые позволили бы получить кумулятивный эффект, при котором применяемые беспилотные системы, дополняя друг друга, многократно повышают общую эффективность действий, необходима выработка общих стандартов в части интерфейсов взаимодействия, повышение общности подходов к управлению этими системами. Это необходимые меры, обусловленные тем, что в работах по созданию беспилотных систем сегодня заняты сотни компаний. Не ограничивая их инженерное творчество, министерство обороны предлагает обозначить им некий общий вектор для дальнейшего развития.
Что касается тезиса министра обороны Белоусова, касающегося вопросов унификации, это неизбежная необходимая мера, направленная на обеспечение лучшей ремонтопригодности, упрощение логистики и т.п. В конце концов, это все напрямую отражается на обеспечении лучшей боеготовности применяемых в войсках комплексов беспилотных систем при одновременном снижении финансовых издержек.