«Мнение»: Александр Клюкин про «коалицию желающих свихнуться»

Вот есть такая страна Финляндия, когда-то – часть Российский Империи, а с 1918 года независимая. В стране Финляндии есть президент по фамилии Стубб. Я не изучал его биографию, но подозреваю, что он все-таки закончил как минимум какую-нибудь финскую школу, иначе не взяли бы в президенты.

«Мнение»: Александр Клюкин про «коалицию желающих свихнуться»
© Дума ТВ

А раз он учился в школе, то наверняка там были уроки географии и истории. На уроке географии будущий президент Стубб мог изучить карту Евразии, отыскать на ней свою страну и сравнить ее размеры и ресурсы с большой восточной соседкой.

А на уроке истории он мог узнать, как в первой половине 1940-х годов его страна пыталась воевать с этой своей большой восточной соседкой, ничего хорошего для себя из этого не извлекла, да еще и запятнала свою историческую репутацию фактическим союзничеством с германским фашизмом. А потом перестала задираться, заключила с Советским Союзом мирный договор – и жила припеваючи следующие почти восемьдесят лет, при этом будучи единственной европейской капиталистической страной, непосредственно граничащей с СССР. И прекрасно с ним экономически взаимодействовала, получала из СССР древесину для свой прекрасной финской бумаги, отправляла в СССР строителей и т.д. и т.п. И ни в какое НАТО вступать Финляндии не требовалось, и ничто не угрожало ее безопасности с востока – ни при СССР, ни после.

Ничто не угрожает и сегодня – однако президент Стубб преисполнен воинственности. То заявит, что НАТО должно готовиться к вооруженному противостоянию с Россией. То скажет, что натовские «миротворческие» контингенты могут быть размещены на Украине как гарантия соблюдения перемирия, если оно будет достигнуто. То добавит, что еще лучшей гарантией стало бы вступление в конфликт на стороне Украины вооруженных сил США.

Справедливости ради, правда, нужно отметить, что в последние дни в голове президента Стубба наблюдается некоторое просветление. Сначала он заговорил о том, что т.н. «коалиция желающих» (коалиция европейских стран, выступающих за отправку на Украину военного контингента из стран НАТО) должна выдвинуть из своих рядов переговорщика с руководством России – например, французского Макрона или британского Стармера. А потом и вовсе, по нынешним европейским понятиям, распоясался: призвал своих сограждан «морально подготовиться» к возобновлению отношений с Россией. Не иначе как вспомнил вдруг, чему его учили в школе.

Однако антироссийскую истерию, которую раздувают в Европе уже несколько лет, не так-то просто остановить. Людям в прямом смысле слова безостановочно промывают мозги, внедряя в них образ России как реальной военной угрозы. По домам рассылают брошюры с инструкциями: что делать, если завтра начнется война с Россией. В странах, граничащих с нашей страной, постоянно проходят военные учения, где отрабатываются сценарии войны – опять-таки с Россией. Евросоюз, выстроив по стойке смирно «независимые» СМИ, организует информационные кампании, бесстыдству которых позавидовал бы Геббельс: Россия представляет опасность, справиться с ней можно, только разрушив российское государство. Заодно переписывают историю ХХ века: из нее вымарывают все упоминания о том, что именно Россия сокрушила германский фашизм. Естественно, СМИ дано указание и тщательно скрывать все проявления и признаки нацизма на современной Украине.

Политики и военные не отстают. Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте заявлял, что Североатлантический альянс должен готовиться к грядущей войне с Россией, поскольку она якобы собирается после Украины вторгнуться в Европу. Генеральный инспектор немецкого бундесвера Карстен Бройер объявил, что вооруженный конфликт в Европе неизбежен. Лидеры Франции и Британии то и дело гоорят, что готовы направить на Украину военные контингенты. Само собой, звучат – и уже воплощаются в жизнь – призывы чуть ли не переводить экономику на военные рельсы, возрождать производства военной техники и т.п.

Отдельные здравые голоса в этом истерическом море просто тонут. Например, на днях испанская пресса справедливо заметила, что вся программа Евросоюза по перевооружению, на которую собираются потратить 800 млрд долларов, по сути абсолютно бессмысленна. В случае реального военного конфликта с Россией, пишет испанский обозреватель, все произведенные по ней танки, самолеты и баллистические ракеты окажутся совершенно бесполезны, если Россия пустит в ход ядерное оружие.

Вывод из этого делается, правда, слишком примитивный: затеяно-де все это только для того, чтобы страдающие от экономической депрессии европейские производители могли нажиться на военных заказах.

Не исключаю, что эту цель в Европе тоже держат в голове (как-никак экономику поддерживать надо), но боюсь, что не так все просто. Европе и в самом деле кажется, что она готова с Россией воевать. Более того, ей кажется, что она хочет воевать.

По какой причине такое безумие? Попробую пояснить на невоенном примере.

Недавняя сенсация, облетевшая европейскую прессу: ученик 12-го класса одной из израильских школ во время образовательной поездки в Польшу отдал нацистское приветствие прямо в лагере Освенцим, где во время Второй мировой войны фашисты умерщвляли тысячи его соплеменников. Как теперь принято говорить, «зиганул».

Школьника задержала местная полиция, его оштрафовали на 1500 злотых. Министерство образования Израиля сообщило, что «ученик был немедленно подвергнут дисциплинарным и воспитательным мерам, а по возвращении в Израиль он пройдет всесторонний разбор происшествия».

А что такое случилось с израильским школьником? Да то же, что и со всей Европой. Память отшибло. В головах нет надежной системы исторических координат. Нет святынь, нет священных мест, нет представления о запретном.

За два-три последних десятилетия европейский политикум изменился качественно. Сначала сошло с арены, а затем и ушло из жизни поколение политиков, в том числе государственных лидеров, помнивших Вторую мировую войну непосредственно, участвовавших в ней, переживших все ее ужасы на собственном опыте. Потом сошло поколение заставших ту войну хотя бы детьми, помнивших бомбежки, лишения, продовольственные карточки. Сейчас уходит поколение тех, кто знал о войне хотя бы по рассказам родителей.

Людей, имеющих непосредственный личный опыт переживания большой и разрушительной войны, в современной Европе уже практически не осталось. На активной политической арене – не осталось вовсе. Современные европейцы просто не понимают, что это такое. Пока в Европе – что в Восточной, что в Западной – были у руля политики, которые это понимали, они не позволяли себе безответственности и заигрываний с темой войны. Даже на уровне слов, не говоря уже о военных провокациях в виде учений на наших границах и открытой военной помощи нашим противникам.

Нынешние европейские политики думают о рейтингах и, разумеется, о власти. Пример «несменяемого» Зеленского, который и не думает проводить выборы, на самом деле заразителен. Под сурдинку военной истерии на тему «российской угрозы» можно протащить любые отступления от «демократии» и у себя. Зачистка политического поля от неугодных конкурентов сначала в Румынии, а теперь и во Франции уже опробована. И никто что-то не бросается защищать «демократию».

Беда в том, что в состоянии истерии очень легко перейти грань, пересечь настоящие «красные линии». И если европейские лидеры думают, что это будет легкая прогулка по типу «Бури в пустыне» или просто небольшое расширение зоны боевых действий на Украине, то они ошибаются. Сначала просто в центрах принятия решений вдруг расцветет орешник. А потом начнется долгая холодная зима – уже без недорогих российских энергоносителей.