Иноагенты не опорочат честь военного мундира
Военнослужащих, получивших статус иноагента, уличенных в употреблении наркотиков, незаконной предпринимательской деятельности или использовании служебного положения в интересах политических партий, будут лишать права носить военную форму и знаки различия после увольнения. Соответствующие изменения изложены в проекте указа президента о внесении поправок в «Положение о порядке прохождения военной службы». «Парламентская газета» ознакомилась с документом и рассказывает, как ужесточится механизм увольнения со службы в Вооруженных силах.
От утраты доверия до потери доступа к гостайне
Как напоминают авторы инициативы в пояснительной записке, в 2023 году вступил в силу указ президента № 580, который расширяет основания для увольнения с военной службы. В связи с этим перечень оснований для увольнения, при которых военнослужащий лишается права носить военную форму и знаки различия, нуждается в корректировке, так как не учитывает расширенных критериев.
«Данный перечень не актуален, поскольку не учитывает такие основания увольнения, как: в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, в связи с утратой доверия, в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, а также иные основания негативного характера», — говорится в документе.
После того, как обновленная версия положения вступит в силу, военнослужащие лишатся права носить военную форму и знаки различия, если они были уволены по следующим причинам:
в связи с утратой доверия со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение об увольнении (причем касается это как рядового состава, так и командиров и начальников); для контрактников — в связи со вступлением в силу приговора суда о назначении условного срока за умышленное преступление; в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной организации высшего образования; в связи с употреблением наркотических или психотропных веществ без назначения врача; в связи с отказом проходить медкомиссию на предмет наличия в организме наркотиков и психотропов.
Отдельный же запрет связан со статьями 27.1 и 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В первой, в частности, перечисляются ограничения и обязанности, которые налагаются на человека во время работы в составе Вооруженных сил.
Помимо прочего, к ним относится соблюдение законов «О противодействии коррупции» и «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Таким образом, после вступления в силу новой редакции положения военнослужащие, получившие статус иноагента, будут подлежать не только увольнению со службы, но и лишению права носить военную форму и знаки различия.
В соответствии со статьей 10 военнослужащий обязан соблюдать ряд ограничений, связанных с трудовой деятельностью. В частности, им запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, использовать в личных целях финансы и имущество воинской части, принимать без разрешения президента награды иностранных государств и организаций (за исключением спортивных), использовать служебное положение в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений и так далее. За все это также будет полагаться увольнение со службы с понижением в правах — запретом носить форму и знаки различия.
Выбрать основание будет нельзя
Также новая редакция меняет сам механизм увольнения военнослужащих. Сегодня, согласно действующему законодательству, если у военнослужащего есть сразу несколько оснований для увольнения, он может сам на свое усмотрение выбрать одно из них — и тем самым, к примеру, сохранить часть положенных привилегий. По новым правилам, если основанием будет служить один из перечисленных выше пунктов, сделать этого будет нельзя.
Аналогичные требования распространяются и на ряд других оснований: к ним относятся, в частности, нарушение закона о гостайне, прекращение допуска к ней, а также выявления в ходе ведомственных проверок со стороны военнослужащего действий, создающих угрозу безопасности России. Все эти основания будут считаться основными и неизменными — со всеми последствиями, которые они предполагают.
«Все перечисленные выше основания относятся к категории так называемых «виновных увольнений», — пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев. — То есть когда у человека не просто истек срок контракта или когда он не просто по достижении определенного возраста не может больше числиться на службе, а когда он совершил какой-то серьезный проступок. Поэтому, комментируя данную инициативу, стоит задаться другим вопросом — а почему у него в принципе должно после этого сохраняться право носить военную форму и знаки различия? Ведь и то и другое предполагает определенные привилегии и определенный моральный и поведенческий статус, которые он очевидным образом нарушил».
Парламентарий отметил также, что в ряде случаев военные регалии могут использоваться человеком в какой-либо противоправной деятельности — например, для придания себе дополнительной весомости в случае продвижения каких-либо деструктивных идей. Новые же правила эту возможность исключают.
«В целом все эти новации направлены на ужесточение и в перспективе улучшение дисциплины в воинских частях и Вооруженных силах в принципе, — констатировал Эрнест Валеев. — Что, конечно же, можно только приветствовать».