"Нашли себе могилу в пучинах Балтики": военкор ТАСС об освобождении Гдыни от гитлеровцев
"Узкая дорога извивается по Кашубскому лесу, вздымается на высоты, а затем словно срывается к тихим озерам. Над лесом повис аэростат артиллерийского корректировщика. Издали доносятся глухие раскаты непрерывной орудийной пальбы. Под яркими весенними лучами блестит и переливается на солнце водная гладь Данцигской бухты. В городе Цоппот (современное польское название — Сопот — прим. ТАСС), где дома исцарапаны пулеметными очередями, дорога раздваивается налево и направо. На перекрестке — придорожный столб с указателями: "Гдыня — 6 км; Гданьск — 6 км", — сообщается в "Вестнике фронтовой информации".
Там отмечено, что западные подступы к Гдыне, как и к Гданьску, закрыты естественными преградами — холмами, лесами, небольшими реками. Этим пользовался вермахт для создания мощной обороны, преграждавшей пути к обоим портовым городам. Военкоры подчеркивают, что войскам Рокоссовского для выполнения боевой задачи пришлось преодолеть противотанковые рвы, бесконечные ряды надолбов (вкопанных в землю противотанковых заграждений), разветвленную сеть траншей, минные поля, проволочные заграждения, железобетонные доты и массированный огонь вражеской артиллерии.
По сообщениям корреспондентов, бои за Гдыню начались на дальних подступах к этой военно-морской базе на Балтийском море. Изначально был взят город Вейхарово, после чего красноармейцы продвинулись на 25 км и заняли город Пуцк, который находится севернее Гдыни. Также советские войска захватили узел шоссейных дорог — город Квашин, находящийся всего в 10 км от Гдыни.
"Ожесточенные бои вспыхнули в лесных массивах, расположенных северо-западнее Гдыни. Каждый холм, каждую высотку, каждую рощу нашим бойцам приходилось брать в ожесточенных схватках. Пушки прямой наводки выкатывались на открытые позиции. Танки и самоходные орудия сталкивались в ближнем бою", — сообщается в репортаже. Там подчеркивается, что сражения не утихали ни днем, ни ночью. Упорные бои проходили у внешнего обвода укрепленного района, прикрывающего подступы к Гдыне и Гданьску. Советские артиллеристы, танкисты, летчики взламывали вражеские укрепления, пытаясь сломить яростное немецкое сопротивление.
Красная армия перерезала прибрежные железную и шоссейную дороги, ведущие из Гдыни к Гданьску южнее порта, расчленив тем самым группировку вермахта на несколько частей. После этого советские войска с севера и запада прорвались к Цоппоту, лежащему между Гдыней и Гданьском, и очистили его от противника, организовав кольцо вокруг Гдыни.
"Вражеское командование, пытаясь спасти свою обреченную группировку, сосредоточило в Данцигской бухте много транспортов, быстроходных десантных барж и других судов. Под охраной сторожевых кораблей, миноносцев и даже легких крейсеров они пытались вывести из порта и военной базы технику и живую силу. Этим объяснялись и яростные контратаки полуокруженного гдыньского гарнизона, гитлеровцы стремились отдалить падение города, чтобы успеть спасти часть своих войск, вывезти технику", — передают военкоры. По их сообщениям, советская авиация сорвала планы немецкого командования. Наши тяжелые бомбардировщики, торпедоносцы, штурмовики, истребители топили в порту корабли кригсмарине (военно-морского флота нацистской Германии), самоходные баржи, транспорты с солдатами и вооружением. Уточняется, что в течение одного дня летчики Н-ского соединения совершили 1,6 тыс. боевых вылетов. Сообщается, что за это время было уничтожено 3 немецких военных корабля, повреждено 10 кораблей и несколько транспортов.
"Теплый ветер Балтики гонит на запад огромные клубы дыма, это не завеса, которую ставят вражеские корабли, чтобы скрытно проникнуть в порт. Это горят портовые сооружения. Это дым от взрывающихся складов с боеприпасами черными тучами завис над окрестностями, — описывается порт в репортаже. — Тысячи гитлеровских солдат и офицеров, пытавшихся спастись морским путем из Гдыни, нашли себе могилу в холодных пучинах Балтики".
Советским войскам по мере наступления пришлось преодолевать проволочные заграждения, через которые был пропущен электрический ток. Они не остановили красноармейцев, выбивших фашистов из опорного пункта, расположенного в 2 км от Гдыни. Военкоры описывают поля сражений как покрытые "большим количеством изуродованной вражеской техники, сотнями трупов немецких солдат и офицеров". Также сообщается, что советские подразделения смогли освободить пригородный поселок Клайн-Катц.
Гдыня с ее портовой инфраструктурой оказалась под комбинированным ударом советских артиллеристов, танкистов, пехотинцев и авиации. Штурмовые отряды очищали от противника город квартал за кварталом, продвигаясь к его центру, летчики топили вражеские суда, находившиеся в гавани, на рейде, в бухте.
"Сегодня войска 2-го Белорусского фронта штурмом овладели Гдыней. В боях за Гдыню войска 2-го Белорусского фронта взяли в плен до 9 тыс. немецких солдат и офицеров. В Гдыне, служившей базой снабжения крупной группировки немецких войск, наши части захватили много вооружения и другого военного имущества", — подытоживают корреспонденты.
Алексей Павливкер
Другие публикации собраны в специальном проекте "Победный 1945-й в архивах ТАСС", подготовленном совместно с Государственным архивом Российской Федерации.