Черноморская сделка против конвенции Монтрё: Могут ли США подогнать авианосец к берегам Крыма
Турция продолжает строгое применение Конвенции Монтрё по недопуску военных кораблей в турецкие проливы, несмотря на давление ряда сил, утверждает дипломатический источник в Анкаре.
«Мы строго, ответственно, беспристрастно и бескомпромиссно следуем Конвенции Монтрё, благодаря применению которой мы добились стабильности в Черном море», – сообщил источник агентства РИА Новости.
На вопрос о наличии давления на Анкару по этому вопросу источник отметил, что такие попытки имеют место быть.
Напомним, что Турция с начала СВО воспользовалась полномочиями, данными ей конвенцией Монтрё, и запретила проход военных кораблей через свои проливы. Минобороны Турции неоднократно заявляло, что считает применение турецкой стороной конвенции Монтрё правильным решением, которое обеспечивает стабильность в проливах.
А на днях стало известно, что РФ и США договорились обеспечить безопасное судоходство и исключить применение силы в Черном море. Повлияет ли это как-то на решение Турции о закрытии проливов? Не захотят ли «западные миротворцы» в рамках обеспечения «Черноморской инициативы» зайти в Черное море, и как они могут обойти запрет Турции?
А насколько закрытие проливов критично для нас? Наш Черноморский флот и вовсе, выходит, заперт в родной акватории… Или пусть уж лучше никто не шастает?
– Надо отметить, что Конвенция Монтрё серьёзно помогла СССР в годы Великой Отечественной войны, не допустив в Чёрное море корабли Кригсмарине, – рассказывает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба, лауреат премии «Золотое перо России-2023» Александр Дмитриевский.
– Не все представляют, что основные потери Черноморский флот понёс от действий Люфтваффе, но ни одной сколько-нибудь значимой боевой единицы под германским флагом в акватории Чёрного моря не было: единственным доступным для Третьего Рейха «каналом» переброски своих судов был Дунай, чьи глубина и ширина явно не сравнятся с Босфором и Дарданеллами.
И это при том, что после оккупации Греции и Югославии, а также установления вишистского режима во Франции, Германия и Италия безраздельно господствовали в Средиземном море!
А после 1945 года этот же самый документ до сих пор не допускает в черноморскую акваторию авианосные ударные группы стран НАТО. Представьте себе насколько бы осложнилось положение России весной 2014 года, если бы к берегам Крыма по слёзной просьбе захвативших власть в Киеве прибыли американские авианосцы!
Справедливости ради надо отметить, что Конвенция Монтрё достаточно сильно мешала СССР и до сих пор мешает России в вопросе развития военного судостроения на Чёрном море, под которое в XIX веке в значительной мере создавалась горно-металлургическая база Донбасса и Нижнего Поднепровья. Именно поэтому СССР строил не авианосцы, а авианесущий крейсера, как не подпадающие по действие документа.
– Возможно, имеет место давление на Турцию со стороны Великобритании. Однако нельзя исключать и вероятность дипломатической игры со стороны турецкого руководства, что представляется мне более вероятным, – говорит кандидат исторических наук Сергей Прокопенко.
«СП»: Не для того ли там сейчас «майдан» качают, чтобы заставить султана открыть проливы? Могут ли беспорядки в Турции как-то отменить конвенцию для нечерноморских государств, кому и зачем это выгодно?
– «Майдан» имеет множество причин, и открытие проливов не является определяющим фактором. Беспорядки не приведут к каким-либо изменениям. В случае смены власти в Турции, вероятность которой невелика, новые власти могут поставить вопрос о пересмотре конвенции Монтрё.
«СП»: Может ли Турция вообще в одностороннем порядке выйти из конвенции?
– С 2021 года в СМИ активно обсуждаются перспективы выхода Турции из конвенции Монтрё. Однако я не склонен полагать, что Реджеп Тайип Эрдоган пойдёт на этот шаг. В настоящее время условия, определяющие порядок прохода военных кораблей через черноморские проливы, предоставляют Турции возможность играть значимую роль на международной арене. Эрдоган будет использовать своё право на регулирование прохода военных кораблей через проливы и контроль их нахождения в Чёрном море в полной мере.
«СП»: Зачем это Западу? Ну, введут они корабли туда. И что?
– В настоящее время нет необходимости в значительном увеличении численности флота. Однако в случае широкомасштабного военного конфликта с Россией нашим оппонентам придётся задействовать большее количество кораблей, чтобы обеспечить превосходство в Чёрном море. Пока же они успешно сдерживают Черноморский флот РФ, используя БЭКи, диверсии и прочее. Однако для достижения превосходства в Чёрном море потребуется ввести дополнительные силы, возможно, даже авианосную группировку.
«СП»: Как возможный заход натовских кораблей будет сочетаться с Черноморской инициативой? Или типа американцы не станут, а англичане же никому ничего не обещали?
– Полагаю, что никак. Насколько мне известно, «Черноморская инициатива» не предусматривает ввод в Чёрное море каких-либо военных кораблей. В этом отношении в регионе ничего существенно не изменится.
«СП»: Конвенция Монтре и нас здорово ограничивает. Что нужно, чтобы наш флот мог спокойно ходить в Средиземное море? Или нам это не критично?
– Думаю, что в настоящий момент, когда наши амбиции на африканском континенте и на Ближнем Востоке становятся всё более явными, беспрепятственный проход военных судов из Чёрного моря в Средиземное приобретает критическую важность. Однако конвенция Монтрё в целом обеспечивает функционирование приемлемой системы прохода российских военных кораблей через проливы в мирное время. В военное время – это уже другой вопрос, который требует отдельного рассмотрения.
– Конвенция Монтре по сути закрепляет суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы, хотя и в ограниченных рамках, – убежден доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
– В этой связи раскачивание внутренней ситуации Турции в целях реализации «цветного» сценария вряд ли имеет большой смысл, так как достижение деструктивными силами ожидаемого эффекта довольно затруднительно технически.
Более того, для турецкой стороны конвенция Монтрё является своего рода козырем, что повышает ее статус. В ее отсутствие к черноморским проливам будут применяться нормы Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, что повлечет за собой отнесение черноморских проливов к категории международных с правом транзитного прохода, которое не может быть приостановлено.
В этой связи Турции просто невыгодно выходить из конвенции, исходя из интересов сохранения политического влияния. Ясно и то, что такое положение дел не может не раздражать ряд западных государств и, в особенности, те из них, что пытаются продемонстрировать сопротивление инициативам президента США Трампа.
На фоне прогресса в рамках Черноморской инициативы нельзя исключать провокаций, направленных на ее срыв, сопряжённых с давлением на Турцию.
Последние новости и все самое важное о мирных переговорах по Украине, – в теме «Свободной Прессы».