Бойцы СВО в тыловых районах решают задачи по скрытному передвижению войск
В телефонной трубке раздалось: "Александр Михайлович, вас с отдела учета офицеров запаса беспокоят, надлежит прибыть за повесткой".
Александр Захаров окончил в свое время факультет военного обучения Воронежского политехнического университета с присвоением воинского звания лейтенант. Всю жизнь проработал в строительной организации, возводившей инженерные сети, дорос до руководителя производственно-технического отдела. Женился, родились дети. Достаток, благополучная семейная жизнь, и тут… "Вы призываетесь на военную службу по мобилизации", - сообщили ему из военкомата.
Жены бойцов батальона действуют сообща
Супруга испугалась за будущее, а Захаров вспомнил рассказы отца про деда, который Великую Отечественную войну встретил начальником штаба 13-го отдельного разведывательного батальона 95-й стрелковой дивизии. 18 августа 1941 года погиб, отражая атаки фашистов, захоронен на станции Выгода Беляевского района Одесской области... "Ну, вот, за деда будет возможность нацистам отомстить", - подумал тогда Александр Михайлович.
Затем подписал документы, что за ним сохраняется рабочее место на предприятии, и отправился в военный комиссариат.
Из Воронежа и области призыву по мобилизации подлежало немало людей. В военкомате образовалась очередь. Никто не знал, что впереди, но каждый понимал, что стал участником важнейшего для всей страны события.
Из воронежцев на базе военно-воздушной академии сформировали отдельный мотострелковый батальон, поручили охранять объекты в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения и в тылу 49-й общевойсковой армии - на стыке Херсонской и Запорожской областей.
"Первое время были сложности. Большинству солдат около 40 лет, а кому-то и за 50, - вспоминает заместитель командира роты по военно-политической работе отдельного батальона старший лейтенант Захаров. - Решаемые задачи для всех были в новинку. К боевой обстановке, постоянной опасности, оторванности от дома привыкали по-разному. Но все преодолели, сплотились, сдружились. Не только бойцы, но и жены, дети, кто постарше, стали общаться между собой, поддерживать друг друга. Если кто-то из мужей долгое время не выходит на связь, узнают через жен товарищей, в чем причина…"

Общение вторых половинок бойцов вылилось в помощь батальону. Помогали всем, что было необходимо на первоначальном этапе формирования воинской части. Плели маскировочные сети, делали окопные свечи, выходили на общественные организации, которые содействовали с приобретением антидронового оборудования, запасных частей для техники, рыболовных сетей, необходимых для изготовления защитных экранов от БПЛА.
А иногда и наоборот - сами общественные организации выходили на воинскую часть.
"Мы ехали по Запорожью, по шоссе. Вдруг стойка стабилизатора нашего микроавтобуса вылетела в салон, - вспоминает руководитель команды "Сбор!" Михаил Мастич. - Рядом оказался блокпост, после проверки документов ребята из отдельного батальона помогли найти запчасти, мастера по ремонту, скоротать время до его прибытия… Естественно, мы не могли не откликнуться на такое радушие и с тех пор помогаем этой воинской части, чем можем".
По словам командира отдельного батальона офицера с позывным Графит, жизнь и служба позволяют сделать вывод, что каждый из бойцов, кто стремится к чему-либо, находит именно свое место в боевых порядках. Кто-то - такие, как солдат с позывным Будулай, - через центр повышения боевой устойчивости отправился воевать на другое направление, нашел себя в минометном подразделении. Решая боевые задачи по освобождению населенных пунктов, стал заместителем командира взвода.
А солдат Сергей Сорокин, например, за два года СВО смог стать командиром роты.
Сергею Геннадьевичу 38 лет, службу по призыву прошел во Внутренних войсках МВД, устроился на завод, трудился начальником производственного цеха, поступил в институт, изучил сварочное дело. Думал, поможет в работе на предприятии.
Знания помогли не только на работе, но и на службе. Грамотного солдата заметил командир роты, назначил командиром отделения, а через некоторое время и заместителем командира взвода. Дела спорились в подразделении, боевые задачи выполнялись как должно. Тогда командование батальона назначило солдата заместителем командира роты по военно-политической работе с присвоением воинского звания лейтенант, а уже в сентябре 2024 года - рассмотрело вопрос о назначении его командиром роты.
"Конечно, офицерская служба совсем отличается от службы солдатской. В подчинении большой коллектив, все люди разные, нужен индивидуальный подход, важно уметь влиять, сплачивать, - рассказывает Сергей Геннадьевич. - Постоянно думать, как обеспечить выполнение задач без потерь, мотивировать личный состав на ведение трудоемких работ, строительство, совершенствование фортификационных сооружений и элементов маскировки".

Тактика действий отработана
Подразделение Сорокина несет службу на комендантских постах дорожных направлений, один из которых всего в нескольких километрах от линии боевого соприкосновения. Круглосуточно ведут воздушное наблюдение, досмотр и защиту от FPV-дронов проезжающих автомобилей.
Недавно виртуоз-оператор вражеского БПЛА неожиданно, со стороны леса, зачем-то спикировал на проезжавший мимо старенький Иж-2125 "Комби" с местным жителем за рулем. Автомобилю взрывной волной вырвало дверь. Дедушка серьезно пострадал, бойцы оперативно оказали ему доврачебную помощь и отправили в госпиталь… После этого случая рота установила дополнительные экраны из рыболовных сетей на дроноопасных направлениях.
С начала 2025 года при содействии подразделений радиоэлектронной борьбы 58 общевойсковой армии с применением своих собственных средств РЭБ, гладкоствольных ружей и ДШК на одном из постов отдельного батальона сбито уже около 100 БПЛА.

"В тыловых районах личный состав воинской части выполняет задачи комендантской службы на дорожных направлениях, контролирует, досматривает, регулирует движение транспортных средств, решает задачи по своевременному и скрытному передвижению войск, - рассказывает командир батальона Графит. - Проводит мероприятия, направленные на предотвращение действий диверсионно-разведывательных групп противника. Контролирует передвижение местного населения, выявляет и противодействует провозу запрещенных и опасных предметов, выявляет субъектов, собирающих информацию о перемещении и количестве российских войск, отрабатывает ориентировки на задержание лиц и транспортных средств".
Особняком стоят задачи по охране радиолокационных станций дальнего обнаружения, которые обеспечивают командные пункты группировки войск "Днепр" информацией о находящихся в воздухе объектах, предупреждают о ракетном нападении. Такие станции, несмотря на все меры предосторожности, частые смены позиций, установление ложных РЛС, постоянно подвергаются атакам БПЛА противника. Но посты воздушного наблюдения отдельного батальона тактику противодействия им давно отработали, в случае возникновения угроз действуют четко, слаженно, эффективно, лишая противника самой возможности наблюдать за подконтрольной Вооруженным силам России территорией и наносить удары БПЛА по охраняемым военным объектам. Тем самым армейским подразделениям создаются условия для освобождения Запорожья, продвижения вперед.
