Секреты танковой армады Киева. Крупнейшим поставщиком ВСУ стал Советский Союз

Танк постоянно «хоронят» (уже более 50 лет, с Октябрьской войны 1973 г.), чего больше ни с одним классом техники не происходит. Парадоксально то, что хоронят его из-за якобы слишком большой уязвимости на поле боя, никаких других обвинений танку не предъявляется. Того, что в заявлениях «хоронителей» содержится глубокое внутреннее противоречие, почему-то никто не замечает (даже защитники танков).

Секреты танковой армады Киева. Крупнейшим поставщиком ВСУ стал Советский Союз
© Свободная пресса

Действительно, в развитие противотанковых средств вкладываются миллиарды долларов во всём мире, создано их множество. Дело, однако, в том, что любой другой класс техники на один-два порядка более уязвим, чем танк. Если некое средство обеспечивает поражение танка, оно заведомо уничтожит любой другой тип наземной техники (а также авиационной техники на аэродромах, ракет на ПУ и т.д.). С другой стороны, далеко не каждое средство, обеспечивающее поражение БТР, БМП, САУ и, тем более, самолета или вертолета на стоянке, уничтожит танк.

Если танк устарел по причине уязвимости, значит, наземную войну вести вообще больше нельзя. Что вряд ли можно обсуждать всерьез. Всё-таки человек живет на земле, а не в воздухе и не в воде. Поэтому и наземная война, в конечном счете, всегда будет главной (обсуждать версию наступления на Земле всеобщего мира нет смысла ввиду явной абсурдности). А ничего, сравнимого с танком, с точки зрения сочетания огневой мощи, подвижности и защищенности, нет и не будет. Вот и на украинском фронте к воздействию БПЛА-камикадзе и FPV наиболее устойчивы опять же танки.

Украине досталась значительная часть советской броненосной мощи – как собственно танков, так и соответствующей промышленности. Поэтому она поначалу даже производила танки «с нуля», почти исключительно на экспорт: 270 Т-80УД для Пакистана (еще 50 было взято из советского задела), 4 Т-84У для США, 49 БМ «Оплот» для Таиланда. Собственная армия получила за постсоветский период лишь 6 Т-84У и 1 «Оплот».

Кроме убывших в Пакистан 50 Т-80УД, от Советской армии Украине досталось еще примерно десяток аналогичных машин и 248 более ранних Т-80 (в т.ч. 181 Т-80Б и 56 БВ), которые вскоре были отправлены на хранение. Из них официально был продан лишь 1 Т-80БВ (в США), а неофициально, возможно, 55 Т-80Б/БВ приобрела Туркмения, 32 – Йемен, но точных подтверждений этому нет. К февралю 2022 г. украинская армия, видимо, имела 167 Т-80 всех модификаций, все боеспособные машины уже были возвращены в строй. Ни одна из стран-членов НАТО таких танков на вооружении не имела, Кипр и Республика Корея от поставок Киеву своих немногочисленных Т-80У воздержались.

Единственным средством пополнения парка этих машин стали трофеи, коих, по западным данным, оказалось чуть ли не 300 штук. Это очевидный бред: если бы это было правдой, более половины потерь составляли бы трофейные машины (количество потерь почти всегда прямо пропорционально интенсивности использования). На данный момент достоверно уничтожены 90 украинских Т-80, из коих трофеями являются лишь 12 (13,5%). Еще не менее 10 Т-80 стали трофеями ВС РФ/ДНР/ЛНР. Предположительно сейчас у Украины может оставаться до 90 Т-80 всех модификаций. В этой цифре, конечно, учтены не все потери, но на нее вполне можно ориентироваться. О производстве новых машин нет и речи.

Сразу после распада СССР отправились на хранение все 1309 Т-72, полученные от Советской армии. В результате тотальной распродажи к 2015 г. их осталось всего 367. Но, в отличие от Т-80, эти танки в больших количествах имелись у стран Восточной Европы.

Точные цифры неизвестны, но предположительно из Польши, Чехии, Болгарии и Македонии на Украину в 2022-2024 гг. было поставлено от 450 до 500 Т-72 различных модификаций и от 20 до 60 ПТ-91 (польская производная от Т-72), были восстановлены и собственные танки. Поставки Украине М-84, т.е. югославского Т-72 из Хорватии и Словении, пока точно не подтверждены, в бою их никто не видел.

Трофейных Т-72, по западным данным, у ВСУ оказалось более 400, что является еще одним лютым бредом. На данный момент достоверно уничтожено 267 украинских Т-72, из которых трофеями являются 24 (9%), а также 10 ПТ-91. Кроме того, ВС РФ/ДНР/ЛНР захватили, как минимум, 38 Т-72 и «перетрофеили», как минимум, один российский Т-72Б3. Количество имеющихся сейчас в украинской армии Т-72 можно оценить примерно в 600 единиц (учтены не все поставки, но и не все потери).

С пополнением количества Т-72 и Т-80 у Украины огромные проблемы – трофеи закончились давно, а теперь в Восточной Европе иссякают и запасы Т-72.

Единственным танком на вооружении сухопутных войск Украины до начала гражданской войны был Т-64, ранее производившийся в Харькове. Украина получила 766 устаревших Т-64А/Р (видимо, большинство этих машин было утилизировано, хотя точных сведений об их судьбе нет) и 1574 относительно современных Т-64Б/Б1/БВ. С 2005 г. примерно 95 Т-64Б/БВ прошли модернизацию по варианту Т-64БМ «Булат». 135 танков ушли в Россию и ДРК, 222 машины составила чистая убыль во время так называемой АТО в Донбассе. Но и после февраля 2022 г. до сего дня Т-64 остается основным танком украинской армии. Пополнять их неоткуда, известно лишь об одном трофее, взятом в 2022 г. в ДНР (причем это «перетрофей», т.е. бывший украинский же танк).

Российская армия этими танками не воюет (кроме корпусов, в которые преобразованы бывшие НМ ДНР/ЛНР), на экспорт СССР их никогда не поставлял. При этом подтверждено уничтожение уже 487 Т-64, трофеями ВС РФ/ДНР/ЛНР стал еще 91. Оставшийся парк можно оценить не более чем в 750 машин.

С февраля 2022 г. Украина также потеряла 4 Т-62 (все трофейные), 1 Т-54 (в каких закромах его нашли?) и 2 М-55S, которые являются словенской модернизацией Т-55 (всего таких машин Украина получила 28). Таким образом, несмотря на потерю примерно тысячи машин, на вооружении украинской армии еще может оставаться максимально до полутора тысяч танков советских и родственных им восточноевропейских типов.

На этом фоне поставки собственно западных машин можно считать почти нулевыми. Так, американских «Абрамсов» старой модификации М1А1, по данным Регистра ООН по обычным вооружениям, Украине было подарено 35 единиц, из коих уже уничтожено 18, еще два стали трофеями российских войск. Из 14 английских «Челленджеров-2» потеряны два. Немецких «Леопардов-2» наиболее современной модификации А6 Украина получила 3 из Португалии и 18 (или 21) из Германии. Швеция поставила Киеву 10 Strv-122 (местный вариант «Леопарда-2А5»).

Наиболее старых «Леопардов-2А4» Киев получил 40 (14 из Польши, 10 из Испании, по 8 из Канады и Норвегии). Потери к настоящему времени составили не менее 38 машин (10 А6, 4 Strv-122, 24 А4). Таким образом, западных танков третьего поколения украинская армия сейчас имеет не более 63 штук, причем перспектив новых поставок не просматривается. Кроме того, из Германии Украина получила 30 древних «Леопард-1А5» со 105-мм пушкой и «картонной» броней, из которых уже потеряна ровно половина.

Соответственно, западные машины составляют примерно 5% украинского танкового парка. Каков их вклад в реальную боевую мощь украинской армии – вопрос риторический.