О Герое Советского Союза Александре Выборнове
Генерал Александр Иванович Выборнов приехал в Балашиху в 1965 году, когда был назначен заместителем командующего авиацией ПВО страны. К тому времени он уже был легендой — одним из героев-истребителей Курской битвы, сбившим более 20 самолётов противника, комэском, летавшем на именном самолёте. Но вот простой жизни это назначение Выборнову не принесло — именно из Балашихи он отправился на новую войну, в Египет. И уже в солидном для лётчика возрасте совершил ещё десяток боевых вылетов на реактивном самолёте. Родился Александр Иванович Выборнов 17 сентября 1921 года в подмосковном городе Кашире в рабочей семье. В 1938 году окончил среднюю школу, любил спорт, часто занимал призовые места. Поэтому и поступил в Смоленский техникум физической культуры, причём его сразу же зачислили на 2-й курс. Одновременно он учился и в Смоленском аэроклубе. В 1939 году по призыву комсомола Александр поступил в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. В 1941 году по ускоренной программе он окончил обучение с отличием и присвоением звания сержанта. Его оставили в школе пилотов лётчиком-инструктором. Началась война. Александр Выборнов рвётся на фронт. Но лишь в июне 1942 года он был откомандирован в действующую армию и направлен на Калининский фронт в должности старшего лётчика 728-го истребительного авиационного полка. Летать начал на «ишаке» — стареньком советском истребителе И-16. Тогда шли тяжёлые бои под Ржевом. Первые свои боевые вылеты сержант Выборнов совершил в октябре 1942 года ведомым у Арсения Ворожейкина — будущего дважды Героя Советского Союза, одного из самых результативных советских асов, сбившего 52 немецких самолёта. «Нам предоставили немало времени для ввода в строй новичков, — вспоминал Арсений Ворожейкин. — Первым пришёл на доклад Саша Выборнов. Небольшой, с задорными пытливыми глазами, он звонким чистым голосом одним духом выпалил всё, что положено доложить о своём полёте. Командир эскадрильи капитан Иваненков, недавно прибывший из госпиталя, не без восхищения отозвался: “Молодец! Взлёт и посадка отличные!”». Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха От похвалы Саша весь засиял — в двадцать один год трудно скрыть радость. «Из новичков Выборнов пилотировал лучше всех, и можно было, конечно, ограничиться похвалой, но я к нему предъявлял более высокие требования, чем к другим: хотел взять к себе в напарники, ведомым», — вспоминал Арсений Ворожейкин. В середине марта 1943 года на одном из подмосковных аэродромов их полк расстался со старыми самолётами. Теперь Выборнов летал на Як-7Б. В мае ему присвоили первое офицерское звание младшего лейтенанта. В июле 1943 года 256-я истребительная дивизия была передана во 2-ю Воздушную армию Воронежского фронта и участвовала в Курской битве. «Вечером 13 июля 1943 года нашему полку была поставлена боевая задача: с рассвета прикрыть советские войска на белгородском направлении, — вспоминал Александр Выборнов. — Командир полка принял решение выполнять задачу поэскадрильно, в боевых порядках иметь только подготовленных лётчиков, “стариков”». Первую группу, шедшую под руководством капитана А.В. Ворожейкина, усилили лётчиками других эскадрилий. Место Выборнову определили чётко: ведомый у командира группы. После посадки Выборнов уточнил итог боя. Фашисты потеряли девять самолётов. Наши потери — один лётчик и подбитый капитан А.В. Ворожейкин, который вышел из боя и сел вне аэродрома на фюзеляж. «Александр Выборнов сегодня тоже с удачей, — писал Ворожейкин. — Он сбил одного “мессершмитта”. Под конец боя нас двоих зажали восемь немецких истребителей. Минут пятнадцать продолжалась жестокая схватка, и Александр от меня ни разу не оторвался. Правда, его самолёт порядочно изрешечен пулями и снарядами». Летали советские лётчики столько, что порой не выдерживала техника. Однажды на «Яке» Арсения Ворожейкина полетел Александр Выборнов. Самолёт на взлёте сразу же потерял управляемость. «Как уцелел Саша — все удивлялись, — позже вспоминал Ворожейкин. — Оказывается, “Як” после акробатики над Харьковом настолько деформировался, что его невозможно было даже ремонтировать. Машину списали на слом…». Всего в боях на Курской дуге Выборнов одержал десять побед. В небе над Киевом он был сбит и ранен, но сумел выпрыгнуть с парашютом. В начале 1944 года он окончил в Липецке курсы заместителей командиров воздушно-стрелковой службы. С уходом из полка Ворожейкина в мае 1944 года именно Выборнов принял командование его 3-й эскадрильей. В 1944 году школьники города Каширы собрали денежные средства на постройку самолёта и обратились к Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину с просьбой вручить этот самолёт их земляку, лётчику А.И. Выборнову. На самолёте Як-9, на борту которого было написано «А.И. Выборнову от каширских школьников», Александр Иванович воевал до конца войны. В составе 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта Выборнов участвовал в освобождении Польши, Чехословакии, в битве за Берлин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. После окончания войны Выборнов продолжил службу в Советской армии. В 1954 году он окончил Военно-воздушную академию. В 1956-1962 годах — командир 26-й истребительной авиационной дивизии 22-й воздушной армии. В 1962-1965 годах — первый командир 5-й дивизии ПВО в Петрозаводске, 10-й отдельной Краснознамённой армии ПВО в Архангельске. В 1965 году Александр Иванович приехал в Балашиху — был назначен заместителем командующего авиацией ПВО страны. В 1967 году его командировали в Египет. Постоянно бывая на аэродромах, общаясь с командирами египетских полков и бригад, Выборнов не уклонялся от учебных и боевых полётов. В ходе Шестидневной войны он совершил 15 боевых вылетов на МиГ-25, в том числе проводил разведку над территорией Израиля. Его боевая работа на Ближнем Востоке отмечена орденом Красного Знамени. Умер герой 31 октября 2015 года. Похоронен на Аладьинском кладбище в родной Кашире. Его сыновья пошли по стопам отца и также стали лётчиками. Алексей Галанин