Рекордный истребитель П-42 пришлось удерживать на старте тягачом
11 марта 1987 года летчик-испытатель Николай Садовников установил на специально подготовленном самолете П-42 мировые рекорды скороподъемности, набрав высоту в 3, 12 и 15 километров за 25,4, 57,4 и 75,7 секунды, соответственно. Днем ранее он установил рекорды в той же дисциплине на отметках 9 и 12 километров, отобрав пальму первенства у американского F-15.
В начале 80-х годов советский авиапром оказался в положении догоняющего. США выкатили первый в мире истребитель четвертого поколения F-15 Eagle, который тут же принялся пачками устанавливать мировые рекорды скорости, высоты и скороподъемности.
Рекорды хорошо влияли на продажи авиатехники - в СССР это хорошо понимали. И стали готовить свой самолет, чтобы подправить американцев. КБ Сухого завершило испытания Т-10 - будущего Су-27. Один из первых серийных истребителей - Т-10-15 с заводским номером 05-01, - стали готовить к тому, чтобы утереть нос американцам.
Для этого самолет значительно облегчили, сняв все ненужное для установления рекордов. Демонтировали систему управления оружием, большую часть электроники, хвостовую балку, укоротили кили. Заблокировали механизацию крыла - управлением по крену заведовали хвостовые стабилизаторы.
Сняли управление воздухозаборниками, установив их в оптимальный для скоростного полета режим. Радиопрозрачный носовой обтекатель заменили более легким металлическим - радара под ним все равно не было. Смыли краску и грунт, сэкономив таким образом почти 60 килограммов. Сняли даже тормозные парашюты! В общей сложности самолет облегчили более чем вдвое - его максимальная взлетная масса составляла 14,1 тонны против 30 тонн у серийного Су-27.
На П-42 установили форсированные до предела двигатели Ал-31Ф. С ними самолет имел почти двукратное превышение тяги над массой и мог разгоняться до сверхзвуковой скорости, поднимаясь вертикально. Правда, дикая мощь самолета привела к неожиданным осложнениям - штатные тормоза не удерживали истребитель на старте при выходе двигателей на взлетный режим.
По правилам FIA, время для выполнения упражнения отсчитывается с момента трогания самолета с места, поэтому П-42 прицепили тросами к 30-тонному бронированному тягачу. Броня нужна была, чтобы тягач не повредило реактивной струей из двигателей. На тросах были электронные замки, открывавшиеся по команде с пульта дистанционного управления.
Но даже этого оказалось мало!
"Самолет тащил тягач за собой. Пришлось найти на аэродроме большой бульдозер, прицепить его к тягачу и поставить упоры под гусеницы. Только такая конструкция смогла удержать П-42 после включения форсажа. Тросы отпускали и самолет взмывал в небо на скорости звука практически вертикально", - рассказал летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачев.
Перед зачетными полетами в баки заливали строго отмеренное количество топлива - ровно столько, чтобы хватило на взлет, выполнение задачи и посадку. С 1986 по 1993 год истребитель установил 41 мировой рекорд, а затем оказался забыт.
Время было такое, что стратегические бомбардировщики резали в умопомрачении - что тут какой-то истребитель-рекордист. П-42 поставили на прикол в дальнем углу испытательной площадки Сухого, помнили о нем только энтузиасты и патриоты, пытавшиеся спасти его самолет от превращения в металлолом - была в начале 2000-х такая тенденция.
Примерно в 2005-м им удалось договориться с музеем ВВС в Монино, но тот и сам переживал нелегкие времена и в последний момент отказался. Прошло еще почти 20 лет и в судьбе П-42 забрезжил просвет. В 2023 году уникальный истребитель передали на подмосковный аэродром Орешково, где специалисты клуба "Альбатрос Аэро" восстанавливают легенды отечественной авиации.