Капля воды за секунды уничтожила бомбардировщик США стоимостью в бюджет Гренландии
23 февраля 2008 года на авиабазе ВВС США Андерсен произошла одна из самых дорогих авиационных катастроф в истории. Стратегический бомбардировщик B-2 Spirit, участвовавший в учебных полётах без боекомплекта, при взлёте резко накренился влево, задел крылом землю и упал между взлётно-посадочной полосой и рулёжной дорожкой. Уничтоженный огнём самолёт стоил 2, 1 миллиарда долларов, что равно годовому бюджету Гренландии.
Расследование показало, что причиной катастрофы стала неисправность датчиков приёма воздушного давления, которые измеряют скорость самолёта. Ливневые осадки перед вылетом привели к попаданию конденсата в датчики, что нарушило их работу. Неверные показания датчиков привели к снижению скорости B-2 при отрыве от земли. Бортовые компьютеры, обманутые датчиками, задали слишком большой угол атаки, что вызвало сваливание бомбардировщика и столкновение с землёй.
В официальном отчёте ВВС было отмечено, что экипаж действовал правильно. Моделирование ситуации на тренажёре подтвердило, что пилоты не могли предотвратить крушение.
Самолёт имел бортовой номер 89-0127 и название «Дух Канзаса», как и другие самолёты серии B-2, названные в честь американских штатов. Бомбардировщик был выпущен в 1995 году и принимал участие в боевых операциях против Югославии, Ирака и Афганистана.
Разработка бомбардировщика обошлась в 23 миллиарда долларов, а средняя стоимость одного самолёта составляет 2, 1 миллиарда долларов. Для сравнения, в 2014 году Украина выставила на продажу сопоставимый по характеристикам Ту-95МС за три миллиона долларов.
B-2 Spirit — последний представитель холодной войны, созданный для незаметной доставки и сброса 16 термоядерных бомб на Советский Союз. Однако после распада СССР B-2 остался без противника, и контракт с Northrop Grumman был подписан, а выделенные средства освоены. В 1988 году компания представила первый построенный самолёт.
Спустя 15 лет стало известно, что российский оборонно-промышленный комплекс хорошо осведомлён о свойствах покрытия B-2 (а также истребителей-невидимок F-22 и F-35), поэтому радары российских систем обнаружения, комплексов ПВО и самолётов-перехватчиков были обучены работать в других диапазонах: метровом и дециметровом, где стелс-технологии не действуют.