В ЦБСТ рассказали RT о новом комплексе борьбы с БПЛА «Титан»
Российские конструкторы создали первую в стране систему подавления дронов на базе искусственного интеллекта. Комплекс получил название «Титан». Как сообщил RT председатель правления Центра беспилотных систем и технологий (ЦБСТ) Андрей Безруков, изделие оснащено лазером, системой радиоэлектронного подавления и 24-ствольной турелью 12-го калибра с оптическим контролем и автоматической перезарядкой. А искусственный интеллект позволяет распознавать беспилотники и автоматически захватывать воздушные цели. Ранее специально для борьбы с БПЛА российские специалисты разработали боевой лазер «Слепыш» и ЗРК «Крона». По мнению экспертов, новые антидроновые средства должны отличать универсальность, малозаметность, помехоустойчивость и мобильность.
Председатель правления Центра беспилотных систем и технологий (ЦБСТ) Андрей Безруков рассказал RT о возможностях первой российской системы подавления дронов «Титан» на базе искусственного интеллекта (ИИ).
«Титан» — это комплекс изделий, который позволяет нейтрализовать БПЛА. В состав комплекса входит несколько модулей, которые позволяют решать задачи по обнаружению, подавлению и выдаче целеуказания для физической нейтрализации в случае, если беспилотник не был подавлен интегрированными средствами РЭБ и оптического подавления», — сообщил Безруков.
Лазер и РЭБ
Напомним, «Титан» был представлен зампреду Совбеза России, лидеру партии «Единая Россия» Дмитрию Медведеву 21 февраля. Как заявил на этой презентации руководитель центрального исполкома «Единой России» Александр Сидякин, идея создания системы возникла в процессе обсуждения защиты гражданских объектов от атак беспилотников. По его словам, «Титан» состоит из нескольких типов вооружения, способных обнаруживать и нейтрализовывать дроны.
«Титан» оснащён 24-ствольной турелью 12-го калибра с оптическим контролем и автоматической перезарядкой, комплексом радиоэлектронной и оптической разведки, а также системой радиоэлектронного подавления. Оператор сначала обнаруживает дрон, затем может подавить его сигнал, а если это не срабатывает — система устраняет его физически», — сказал Сидякин.
Кроме того, в комплекс интегрирован лазерный модуль дальностью воздействия 3 км. А искусственный интеллект «Титана» способен распознавать беспилотники на основе 120 млн файлов, что «позволяет автоматически захватывать цели и нейтрализовать угрозу».
Как пояснил Безруков, в антидроновой системе используется «программная реализация нейросетевых алгоритмов для обнаружения летящего объекта и для выбора средств подавления с возможностью тонкой настройки под различные условия применения». Фактически ИИ позволяет «Титану» работать без оператора.
Безруков сообщил, что изначально комплекс создавался «в стационарном исполнении» для защиты объектов от БПЛА. Однако разработчики получили «запросы на доработку некоторых модулей для возможности работы на мобильных системах».
Отвечая на вопрос RT, сопряжён ли «Титан» с другими вооружениями в плане целеуказания и обмена данными, Безруков отметил, что его программные решения позволяют реализовывать эти функции.
В беседе с RT военный обозреватель Александр Зимовский предположил, что «Титан» создан прежде всего для борьбы с FPV-дронами. Поэтому, по мнению эксперта, разработчикам важно найти способ реализации комплекса на мобильных платформах.
«Если говорить именно про поле боя, а не защиту стационарных объектов, то здесь нужна многофункциональная система с несколькими типами вооружения, включая средства обнаружения и наведения. У нас нет данных о массе «Титана», но, судя по имеющимся иллюстрациям, систему можно реализовать на МТ-ЛБ (лёгкий армейский тягач. — RT) или на более серьёзных машинах», — сказал Зимовский.
Схожей точки зрения придерживается эксперт в сфере ПВО Юрий Лямин. Он отметил, что в зоне СВО востребованы мобильные антидроновые платформы. Достоинством «Титана» эксперт назвал возможность применения разных средств ликвидации беспилотников.
«Насколько я могу судить, «Титан» будет сначала использовать лазер, потом РЭБ. Если же беспилотники прорвутся, то, видимо, будут применены средства физического уничтожения — в данном случае это дробовые патроны 12-го калибра. Предполагается, что 24-ствольная турель будет создавать такое облако поражающих элементов, которое наверняка уничтожит дроны, пусть и на совсем близких дистанциях», — подчеркнул Лямин.
«На любую технику»
По мнению экспертов, обилие БПЛА в зоне СВО послужило стимулом для создания принципиально новых средств противодействия им. Одним из таких изделий является боевой лазерный комплекс «Слепыш» дальностью действия до 100 м. Этот проект тоже реализуется при поддержке ЦБСТ.
«Лазер засвечивает кадры, и бортовой ИИ (искусственный интеллект. — RT) FPV-дрона уже не справляется с построением последующей траектории. Дальность действия «Слепыша» может регулироваться, но концептуально это система для работы в ближней зоне», — заявила RT в конце января директор по развитию лазерного комплекса Дарья Жданова.
Она пояснила, что «Слепыш» будет востребован для вывода из строя средств машинного зрения, установленных на малоразмерных беспилотниках. В частности, лазер способен бороться с FPV-дронами с функцией донаведения на финальном отрезке полёта.
«Безусловно, «Слепыш» — это боевая система, но не в части кинетического поражения, а в части оптического. Как любая оптическая система, это изделие сложное с точки зрения расчётов и проектирования. При этом с точки зрения исполнения и применения система достаточно простая и даже, можно сказать, дешёвая. «Слепыш» энергонезависимый, поэтому он может быть установлен на любую технику», — сказала Жданова.
Попадая в объектив камеры FPV-дрона, лазер дезориентирует оператора или его бортовую нейросеть. По словам Ждановой, в течение 2025 года стартует масштабное производство «Слепыша».
Помимо народного ОПК, принципиально новые антидроновые комплексы создают государственные оборонные предприятия. Так, на международной выставке вооружения и оборонных технологий IDEX 2025, которая недавно прошла в ОАЭ, концерн «Калашников» представил зенитный ракетный комплекс ближнего радиуса действия территориальной противовоздушной обороны (ЗРК БРД ТПВО) «Крона-Э».
«ЗРК БРД ТПВО «Крона-Э» предназначен для прикрытия от ударов средств воздушного нападения важных государственных объектов, а также объектов инфраструктуры городов и особой важности, специальных грузов в местах их складирования, сооружений на стратегических коммуникациях. Основными целями комплекса являются вражеские беспилотные летательные аппараты среднего класса», — говорится на сайте концерна.
Новый ЗРК представляет собой комплекс средств обнаружения, управления и автоматизированных мобильных боевых машин или стационарных боевых модулей. Все эти изделия объединены между собой в единую систему. Для огневого поражения БПЛА предназначены зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М340 и 9М333.
Отметим, что 9М340 способна поражать воздушные цели на дальностях до 10 км и высотах до 5 км, развивая скорость до 875 м/с. Боевая часть ЗУР имеет массу 7,2 кг. Её подрыв производится при помощи контактного или лазерного дистанционного взрывателя.
ЗУР 9М333 применяется в линейке ЗРК «Стрела-10». Масса боевой части ракеты — 5 кг, средняя скорость полёта — 550 м/с, высота полёта поражаемых целей — от 10 до 3500 м, наклонная дальность поражения целей — 800—5000 м.
Незадолго до СВО «Калашников» разработал модификацию ЗУР «Стрела 9М333». Предполагалось, что она войдёт в арсенал модернизированного зенитного ракетного комплекса ближнего действия «Стрела-10МН» («Стрела-10М4»), адаптированного к стрельбе в тёмное время суток.
«Ракета имеет три режима работы головки самонаведения: фотоконтрастный, инфракрасный и помеховый, что является её важнейшим преимуществом над другими ракетами подобного класса. ЗУР «Стрела 9М333» позволяет вести огонь по принципу «выстрелил — забыл», — заявили в «Калашникове».
Как полагает Зимовский, «Крона» приближена к новым реалиям боевых действий. Комплекс довольно мобильный и универсальный, так как имеет возможность поражать практически любые воздушные цели. В то же время наиболее эффективными средствами ПВО ближнего действия эксперт считает модернизированные версии ЗРПК «Панцирь».
«Крона» наверняка создавалась с учётом опыта СВО, но, на мой взгляд, предпочтительнее всего в этом классе ракетно-пушечный комплекс «Панцирь». Если говорить о Западе, то там уже создано семейство комплексов ПВО малой дальности SHORAD. Суть «Панциря» и SHORAD состоит в том, чтобы размещать на одной платформе несколько типов вооружения, которые могут бороться со всеми типами БПЛА, с авиацией и ракетами», — подчеркнул Зимовский.
По мнению эксперта, российская система ПВО ближнего действия может радикально измениться под влиянием опыта СВО. В частности, в сухопутных войсках появятся довольно компактные многофункциональные боевые модули на едином колёсном шасси.
«Обилие дронов — главный фактор для любого комплекса ПВО ближнего действия. Сейчас мы наблюдаем эксперименты по формированию нового облика данной военной техники. Но основные требования к ней предельно понятны — это универсальность, малозаметность, помехоустойчивость и мобильность. Вполне вероятно, что результатом станет разработка единого колёсного шасси, на которое будет устанавливаться семейство принципиально новых комплексов ПВО с пушечным, пулемётным и ракетным вооружением», — резюмировал Зимовский.