Сильные духом: в Москве создан центр лечения и реабилитации для военнослужащих
20 февраля зампредседателя правительства РФ Татьяна Голикова, мэр Москвы Сергей Собянин и замминистра обороны РФ Анна Цивилева посетили Центр протезирования и комплексной реабилитации для участников СВО.
Реабилитационный центр работает на базе Московского медицинского центра «Вороновское». Здесь пострадавших в ходе специальной военной операции бойцов в прямом смысле ставят на ноги.
— Москва помогает Вооруженным силам России, начиная от производства вооружения и заканчивая социальной поддержкой бойцов, их семей, — сказал Сергей Собянин. — Недавно мы открыли крупнейший в стране центр по лечению и реабилитации, протезированию бойцов — делаем все, чтобы ребята вернулись к полноценной жизни, не чувствовали себя инвалидами, снова вернулись в строй, работали и жили.
Дмитрий Астафьев, до того как уйти на СВО, работал машинистом тяжелой спецтехники. Заключив контракт, попал в погранвойска, выполнял задания в составе диверсионно-разведывательной группы. Во время одного из них в селе Работино на запорожском направлении попал под обстрел дронов-камикадзе.
— Меня восемь «птиц» атаковали, — вспоминает боец. — От последнего не удалось уйти, мне сильно ранило ногу, осколки попали в лицо и руки.
Три километра Дмитрий преодолел в одиночку, но добрался до своих. Началась череда госпиталей, и вот неделю назад он попал в Центр протезирования и комплексной реабилитации. Сейчас ждет, когда ему изготовят протез на правую ногу. Боец с оптимизмом смотрит в будущее. Планирует вновь сесть за руль, завести семью и детей.
Вернуться домой, к родным мечтает каждый боец. Дениса Хорошева в родной Макеевке с нетерпением ждут любимые жена и дочка.
— По видеосвязи общаемся, — рассказывает Денис. — И я по ним скучаю, и они по мне. Дочке почти полтора года. Когда видит меня по телефону, обнимает его, целует…
Он служил в минометном взводе. Когда прилетел бесшумный вражеский снаряд, Денис находился рядом с минометом. Основной удар был по ногам, которые пришлось ампутировать. Уже три недели он учится заново ходить — на протезах.
— Хочу стать опорой и примером для дочки, — говорит Денис. — Человек приспосабливается ко всему, и мы приспособимся, будем жить обычной жизнью, как и другие люди.
С современными протезами можно ездить на велосипеде, управлять автомобилем, кататься на сноуборде и горных лыжах. Отправиться с женой и детьми в путешествие по России планирует Александр Поддоев. Получив тяжелое ранение, он потерял глаз и обе ноги.
— Очень сложно, даже не ожидал, что так будет, — признается Александр. — Сначала научился вставать, потом держать равновесие, сейчас пробую ходить на костылях. Сломаться на этом этапе очень легко, но у нас хорошая поддержка.
В госпитале, где он проходит реабилитацию, работают высококвалифицированные специалисты. Каждому, кто попадает сюда, изготавливают индивидуальные протезы. Бойцы не просто встают на ноги, а проходят полный курс социальной адаптации.
— Комплекс мер, который позволяет достаточно быстро поставить человека на ноги, базируется на трех китах: сам пациент и его желание ходить, хороший реабилитолог и протезист, — подчеркивает старший инструктор по адаптивной физической культуре в Школе ходьбы Егор Навроцкий.
Опыт, полученный в московском центре, будет масштабирован на всю страну. Об этом сказала заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова, напомнив, что с 1 марта вступают в силу 25 новых стандартов реабилитации и абилитации, в том числе для участников СВО.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анна Цивилева, заместитель Министра обороны Российской Федерации:
— Минобороны разработало временные стандарты по оказанию комплексной программы реабилитации и ресоциализации участников СВО. С 1 января они начали работать на территории страны. Наша основная задача — сократить время протезирования с момента получения ранения. Практика в «Вороновском» — передовая. Здесь организовано бесшовное взаимодействие, когда есть возможность или непосредственно с передовой, или из военных госпиталей перенаправлять военнослужащих на дальнейшие этапы долечивания, в том числе на реабилитацию. Результаты хорошие, правильные.