В Омске выпускник речного училища трудится на нефтетранспортном предприятии

В феврале наша страна отмечает сразу две важные даты - День защитника Отечества и День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Особое значение они приобретают в год, объявленный президентом России Годом защитника Отечества. Капитан речного флота Борис Куцый - человек, проявивший свою преданность Родине во время участия в боевых действиях. Два года Борис Степанович прослужил в Афганистане, в разведроте. На его счету не одна спасенная жизнь. Уже 25 лет он работает в компании "Транснефть - Западная Сибирь". О службе в вооруженных силах и о том, что он больше всего любит в своей работе, капитан рассказал нашему корреспонденту.

В Омске выпускник речного училища трудится на нефтетранспортном предприятии
© Российская Газета

Телохранитель героя

Борис Куцый окончил Омское речное училище, начал работать по специальности. Но весной 1982 года двадцатилетнего юношу призвали на срочную службу. Через Бийск и Алма-Аты новобранцы попали в Ашхабад. Полгода обучения на оператора БМП-2 и вдруг - подъем по тревоге. Уже через час Ил-76 доставил парней в Афганистан, в провинцию Шинданд.

Борис Степанович вспоминает: тогда страшно не было. Хорошую психологическую подготовку, почти военную, он прошел в училище. В Шинданде стояла пятая гвардейская дивизия. Вновь прибывших распределили по полкам. Борис попал в разведроту 371-го мотострелкового полка.

Жили в палаточном городке, без света - при керосиновых лампах. Отапливали палатки чугунными печками. Но, вспоминая об этом, Борис Степанович с улыбкой говорит: "Не жалуемся, служба хорошая была".

Через неделю рядового Куцего вызвали в офицерскую палатку.

- Командир роты мне говорит: "Будешь у меня телохранителем".

Так Борис стал командиром отделения управления разведроты и уже на следующий день получил звание "младший сержант". А командиром роты оказался будущий Герой Советского Союза Федор Пугачев.

- Федор Иванович был хорошим и офицером, и психологом. Берег солдат. Ну и чутье у него было. Он много подвигов совершил. В Шиндандской "зеленке" его ранили в обе ноги, но он продолжал руководить боем. Меня и механика-водителя эвакуировали на вертолете, а Федор Иванович продолжал отстреливаться, пока десантники и мотострелки не подошли.

Главное - живой

Нередко для сбора разведданных рота на несколько дней уходила в "свободный поиск", возвращаясь в расположение только для того, чтобы помыться, почистить оружие и пополнить запасы боеприпасов, еды и воды. Передвигались ночью, преодолевали пешком по десять-двадцать километров. На основании информации, собранной разведчиками, готовились полковые и дивизионные операции. Иногда советские солдаты сопровождали в кишлаки врачей и колонны с продуктами и лекарствами. Сталкиваться приходилось с разными бандформированиями - торговцами оружием, людьми, бандами, терроризировавшими местное население и охотившимися за русскими офицерами.

Однажды разведчики сделали неожиданную находку - им в руки попала английская пушка 1814 года. Душманы пытались из неё стрелять по советским солдатам. "Мы ее забрали как трофей и решили сделать дивизии подарок. Ее установили в мемориальном парке, где проходили парады и награждения", - говорит Борис Куцый.

Первую награду - медаль "За отвагу" - Борис Степанович получил в 1983 году за совокупность операций. Вторую - орден Красной Звезды - ему присвоили за Шиндандскую "зеленку".

- По тревоге пошли выручать мотострелковую роту - они нарвались на засаду в кишлаке. Отбились. Правда, у нас раненых было четверо, боевую разведмашину потеряли - ее подбили из гранатомета. В этом бою я получил ранение кисти правой руки и полости рта. Сначала в руку попали. Очнулся в реке. Страшно стало, что в плену окажусь. Поднялся, побежал к своим. И тут мне в подбородок, видимо, осколки разрывной пули вошли. Упал опять в реку, поток меня подхватил и понес. Парни увидели, прикрыли меня с БМП и выловили. Ротный тогда сказал: "Сынок, заживет. Главное - живой".

В Афганистане Борис Куцый прослужил два года и месяц.

- Тяжело было уезжать, с парнями расставаться, уже сработались. Такая тоска, аж до слез, - делится воспоминаниями Борис Степанович.

С некоторыми бывшими сослуживцами отношения поддерживает до сих пор, в том числе и с Федором Пугачевым.

Мирное русло

Сейчас Борис Куцый - капитан-механик группы по эксплуатации водных видов транспорта цеха технологического транспорта и спецтехники филиала Омское районное нефтепроводное управление "Транснефть - Западная Сибирь". В составе флота предприятия - катера, буксиры-толкачи, баржи, теплоходы. Суда задействуют для перевозки оборудования и людей, выполнения ремонтных работ, контроля за состоянием подводных переходов магистрального нефтепровода.

- Люблю, когда весной теплоход запускаешь, и он оживает, - делится Борис Степанович. - Вообще люблю свою работу. Скучать не приходится. Постоянно находишься в движении.

Кстати, в "Транснефть - Западная Сибирь" работает и сын Бориса Степановича Игорь. Он тоже капитан.

- Два капитана, как в книжке, - смеется наш герой.

Выступая перед курсантами своего родного речного училища, Борис Степанович старается донести до ребят, что служить Родине - важно и почетно. А тем, кто сейчас находится на передовой, желает скорейшего возвращения домой.

- С праздником! Здоровья, стойкости и мужества! - обращается капитан к защитникам Отечества.

P. S.

В рамках совместного с компанией "Транснефть - Западная Сибирь" специального проекта "Профессии" мы в течение года будем знакомить читателей с людьми, для которых работа на нефтетранспортном предприятии стала неотъемлемой частью жизни. Через личные истории наших героев откроем для себя интересные, а порой и необычные профессии нефтепроводной отрасли.