СВО указала на необходимость изменить концепцию танков с учетом новых рисков
Когда-то революцией было появление на поле боя пушек, потом конницы, аэропланов и танков. И за последнее время в военном деле произошли огромные изменения. Вот лишь некоторые.
1. Беспилотники - новые боги войны
Если в 2022 году беспилотники только стали выходить на первые роли на поле боя, то теперь они уже безальтернативно на нем хозяйствуют, и бойцы способны определить тип дрона по звуку мотора в небе. Их применение буквально перевернуло тактику ведения боя.
В начале СВО армия России сильно проигрывала противнику по количеству дронов. Самым известным был "Байрактар", принесший нам немало неприятностей. Но вскоре против него нашли противоядие, и этот тип БЛА ушел в историю. Затем появились FPV-дроны, которые до сих пор применяются обеими сторонами. К началу 2025 года отставание ликвидировано, и мы не только имеем ту же номенклатуру БПЛА, которая есть у противника, но и обладаем такими уникальными видами ударных дронов, как "Ланцет", "Куб", "Князь Вандал Новгородский" на оптоволокне, а также дронами дальнего радиуса действия типа "Герань".
Сейчас принято решение о создании в Вооруженных силах РФ отдельного рода войск беспилотной авиации, так что спектр применения дронов будет только расширяться.
2. Авиация работает из-за "ленточки"
После начала СВО выяснилось, что украинская система ПВО, несмотря на ряд ударов по ней, осталась боеспособной, и летать на высотах свыше 500 метров нашим самолетам и вертолетам опасно. В итоге они стали использоваться только на своей территории, "за ленточку" практически не залетая, иначе собьют.
Тем не менее к концу 2023 года, когда мы научились преодолевать ПВО противника, удалось наладить взаимодействие авиации, высокоточных ракетных систем и ударных беспилотников типа "Герань". Удары стали совместными. Ключевым фактором здесь стало применение гиперзвуковых комплексов "Кинжал", "Искандер" и "Циркон", которые уничтожили практически все РЛС противника.
3. Танкам нужна модернизация
Танки в начале СВО не смогли полностью раскрыть свой потенциал, так как противник имел большой спектр вооружений, позволяющих выводить их из строя. Выявилось много их уязвимостей, и главное - новая напасть под названием FPV-дрон. Пришлось применять дополнительную защиту - так называемые мангалы. Сначала за рубежом над этим смеялись, потом выяснилось, что израильская армия также взяла этот способ защиты на вооружение. Защита "мангал" и ее более тяжелая версия "царь-мангал", прикрывающая почти весь танк, также позволяют оперативно перебрасывать пехоту к позициям противника.
В ходе СВО мы вернулись к практике применения танков для стрельбы с закрытых огневых позиций, таким образом превращая их в мобильные артиллерийские установки. Наиболее эффективные качества танки смогут показать уже в 2025 году, когда мы начнем боевые действия на открытых территориях, в Запорожской и Днепропетровской областях. Конечно, сейчас становится понятно, что концепция танков в современных войнах должна претерпеть существенные изменения с учетом новых рисков. Я уверен, что сейчас идет большая работа по усовершенствованию этих машин, созданию под них новой концепции.
4. Появление планирующих авиабомб
Российские наработки по этой теме датируются еще началом 2000-х. Бомбы с универсальными модулями планирования и коррекции (УМПК) даже демонстрировались на международных авиасалонах, но не вызвали интереса. Проект был задвинут в дальний ящик. Только с началом СВО военные поняли, что на поле боя может появиться универсальное оружие, защиты от которого практически нет. Появились эти бомбы внезапно. Первое применение зафиксировано в начале 2023 года. Затем такие бомбы стали сыпаться на позиции противника все чаще, что стало одним из ключевых факторов в ходе российского наступления в 2024-2025 годах. Эти авиаснаряды разносили самые мощные укрепрайоны противника, которые он выстраивал в течение 10 лет. Авдеевка, Соледар, Курахово, Угледар - взлом всех этих городов-крепостей стал возможен благодаря применению бомб с УМПК. Сначала это были ФАБ-250 и 500, затем они потяжелели и дошли до 1,5 тонны. К началу 2025 года универсальные модули стали устанавливать на авиабомбы ФАБ-3000.
У танков вдруг выявилось множество уязвимостей, и главная - неизвестная ранее напасть под названием FPV-дрон. В итоге на броне появились мангалы
5. ПВО научили работать против роя
С началом поставок Западом на Украину комплексов ATACMS, HIMARS/MLRS задачей наших комплексов ПВО стало прикрытие прифронтовых зон от ударов по пунктам управления, местам базирования техники, личного состава, аэродромам и прочему. Причем запуски ракет шли под прикрытием других средств нападения - беспилотников, РСЗО большой дальности. ВСУ отрабатывали классическую тактику НАТО - "атака роя".
Ключевую роль в отражении таких атак сыграли наши комплексы ПВО "Тор", "Бук" и "Панцирь", которые закрыли небо над всеми прилегающими к ЛБС прифронтовыми регионами. В результате эффективность применения средств воздушного нападения противника заметно снизилась.
6. Флот под ударом
С началом СВО Черноморский флот и Каспийская флотилия играют важную роль при нанесении воздушных ударов по тыловым объектам противника с использованием ракет "Калибр", "Оникс" и "Циркон".
Также корабли Черноморского флота дежурили неподалеку от портов Одессы и Николаева. Но ситуация изменилась, когда противник стал использовать против наших кораблей новые средства нападения - безэкипажные катера и ударные беспилотники. А тут еще комбинированные атаки с моря и воздуха небольших ударных средств доставки.
Сейчас для борьбы с БЛА на корабли устанавливают комплексы ПВО "Тор-"МКМ", а для отражения ударов БЭК - крупнокалиберные пулеметы. Самым же радикальным способом борьбы с катерами-камикадзе стали вычисление и уничтожение их в местах сборки, выявляемых разведкой. Уничтожаются и связанная с БЭК инфраструктура, а также суда, с которых они запускались. В итоге в 2024 году число таких атак заметно снизилось.
7. Артиллерия становится высокоточной
СВО мы начали с классическими видами буксируемой и самоходной артиллерии и систем залпового огня. Но в укрепрайонах, которые противник отстраивал 10 лет, их эффективность оказалась невысокой. Судя по данным Минобороны, в 2022 году для уничтожения опорного пункта противника снарядов тратилось гораздо больше, чем предусматривалось нормативами, часто можно было заметить "лунные пейзажи" - перепаханные артиллерией поля, на которых не было видно ни одного пораженного объекта.
Ситуация изменилась в 2023 году, когда с помощью БЛА удалось наладить разведку тактической зоны, передавать координаты позиций противника. Были усовершенствованы станции контрбатарейной борьбы, в войска стали поступать модернизированные высокоточные комплексы - такие как "Торнадо-С" и "Торнадо-Г", а также высокоточные снаряды типа "Краснополь". В зоне СВО начали появляться комплексы "Коалиция" с дальностью стрельбы до 100 км.
Уклон в сторону создания и модификации высокоточных комплексов привел к тому, что артиллерия вновь заняла доминирующее положение на поле боя. Так что списывать ее как некий рудимент прошлых войн, на мой взгляд, еще рано.
8. Штурмовики идут вперед
В 2022 году тактика Сухопутных войск ориентировалась на бригадно- и ротно-тактические группы. Никто не предполагал, что линия боевого соприкосновения станет сплошной, а очаговая оборона, которую ведет батальон или рота, может легко обходиться с флангов. В 2023 году противник, пользуясь брешами нашей очаговой обороны, смог выйти на оперативный простор и даже в тыл нашим войскам. В результате чего нам пришлось оставить ряд территорий, занятых в начале СВО. Но после работы над ошибками в 2023 году в ходе летнего "контрнаступа" ВСУ уже была выстроена подвижная эшелонированная оборона. В результате противник был отброшен.
В начале СВО у нас был минимум штурмовых подразделений, к тому же не имевших опыта боев в городах. В 2023 году появились специализированные полигоны, куда инструкторами направили самых подготовленных бойцов. Кроме того, изменилась тактика действий наших подразделений на линии боевого соприкосновения. Чтобы противник, имея разведданные, предоставляемые офицерами НАТО, не мог отслеживать их передислокацию, они стали действовать малыми группами, используя складки местности.
К тому же стали применяться тактические приемы, в которых использовался фактор внезапности. К примеру, использование туннелей для неожиданного выхода в тыл обороняющимся войскам. Для быстрого подскока к позициям ВСУ стали использоваться багги, квадроциклы, мотоциклы. Повышение мобильности наших подразделений привело к тому, что число освобожденных населенных пунктов заметно выросло.