Мы из Золотухинского

Продолжаем заочное путешествие по районам области и знакомство со знаменитыми их уроженцами. Сегодня на очереди Золотухинский район. В рассказе о знаменитых железногорцах мы отмечали, что этот край дал много знаменитых спортсменов. У Золотухинского тоже есть своя особенность – из района вышли медики, ставшие известными на весь мир. С них и начнём. Основоположник венерологии Имя золотухинца, основоположника школы венерологов, выдающегося учёного и общественного деятеля Вениамина Михайловича Тарновского получило мировое признание. А родился он в 1837 году в селе Нижний Даймен в семье мелкого землевладельца. В 1859 году он окончил медицинский факультет Московского университета и в том же году поступил на службу сверхштатным ординатором в Калинкинскую городскую больницу Петербурга – старейшее лечебное учреждение в России, основанное в 1762 году. Вениамин Михайлович с увлечением отдался не только лечебной работе, но и проявил стремление к научным исследованиям. Посещал заседания Петербургского общества русских врачей, много экспериментировал, вёл обширные клинические наблюдения. За короткое время вышло семь научных работ Тарновского. Недюжинные способности учёного раскрылись во всей полноте на педагогической работе в прославленной Петербургской медико-хирургической академии. Очень скоро он приобрёл известность как один из наиболее талантливых профессоров, опытнейший врач-клиницист, как прогрессивный учёный и общественный деятель. Под его руководством на кафедре венерологии разворачивается многосторонняя научная деятельность, в которой главную роль играет сам Вениамин Михайлович, истинный энтузиаст в науке, горячий, темпераментный исследователь. Он придавал особое значение работе научных обществ, научных съездов, взаимному ознакомлению с научными достижениями учёных разных стран. Профессор Тарновский состоял членом Московского, Харьковского, Одесского дерматовенерологических обществ, Виленского медицинского общества, Берлинского дерматологического общества, членом-корреспондентом Венского королевского общества врачей, Парижской медицинской академии, Французского общества санитарной и моральной профилактики. Он работал в клиниках Германии и Франции, а по возвращении на родину знакомил с новыми сведениями в медицине сотрудников кафедры и медицинскую общественность. В 1873 году Тарновскому было присвоено звание экстраординаторного профессора, и в 1890 году – заслуженного ординарного профессора. Вениамин Михайлович был основателем и председателем научного общества дерматовенерологов, горячим поборником высшего женского медицинского образования в России. С его помощью в 1872 году при медико-хирургической академии были открыты женские врачебные курсы, а в 1897 году – женский медицинский институт. Весёлый, обходительный, он всегда привлекал своей доступностью. Помогал всем, кто нуждался в его помощи и советах. Тяга к нему больных была необычайно велика. Это объяснялось не только славой о его врачебном искусстве, но и чутким отношением к каждому больному. О большом заслуженном авторитете Тарновского говорит и такой факт: он был назначен председателем научного (русского) комитета при подготовке к XV Международному медицинскому съезду, который проходил в Лиссабоне в 1906 году. Год работы этого съезда был последним годом жизни учёного. Организатор военного здравоохранения Михаил Иванович Баранов – военный врач, организатор военного здравоохранения, начальник военно-санитарного управления РККА. Он родился 23 декабря 1888 года в селе Новоспасское в семье железнодорожного служащего станции Золотухино. В 1908 году поступил на медицинский факультет Московского университета, который окончил с отличием в 1913 году. После окончания университета работал в Подольской земской больнице. Вскоре вернулся в Московский университет, где трудился в хирургической клинике под руководством Ивана Константиновича Спижарного (русский хирург, доктор медицинских наук, профессор). С августа 1914 года по 1917-й – военный врач в действующей армии (ординатор 19 и 111-го сводных эвакуационных госпиталей, старший врач дивизиона 2-й тяжёлой артиллерийской бригады). С февраля 1917 года – начальник санитарной части Московского гарнизона, председатель врачебно-санитарного бюро Московского совета. После демобилизации из армии в том же 1917 году возглавлял президиум Медико-санитарной комиссии при Московском Совете рабочих и солдатских депутатов. В дни октябрьского переворота руководил госпиталем Моссовета для красногвардейцев. Участвовал в лечении Ленина, раненного эсеркой Каплан. В 1919 году был назначен начальником Главного военно-санитарного управления Красной Армии. В 1920–1928 годах работал на ответственных должностях в наркомздравах РСФСР и УССР. Он обеспечил улучшение всех сторон деятельности медицинской службы в армии и флоте. В ноябре 1935 года ему было присвоено звание корпусного врача. Баранов – автор многих публикаций по организации здравоохранения и военно-санитарным вопросам. Он был соредактором статей по разделу «Военно-санитарное дело» 1-го издания БМЭ, редактором журнала «Военно-санитарное дело». В 1937 году доктор был арестован и объявлен врагом народа по обвинению в шпионаже и участии в военном заговоре. Ему вынесли смертный приговор и расстреляли. Лишь в марте 1956 года Михаила Ивановича посмертно реабилитировали. Заслуженный военный лётчик В минувшем декабре газета «Красная звезда» опубликовала некролог: «Главное командование Воздушно-космических сил, ветеранские организации ВВС, Войск противовоздушной и противоракетной обороны, Космических войск с глубоким прискорбием сообщают, что 30 ноября 2024 года на 91-м году жизни скончался заслуженный военный лётчик Российской Федерации генерал-полковник авиации в отставке Горяинов Алексей Семёнович, заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами по военно-учебным заведениям – начальник военно-учебных заведений Военно-воздушных сил». Знаменитый лётчик Горяинов родился в 1934 году в деревне Кузьминке Золотухинского района. Окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков, Военно-воздушную академию, Военную академию Генерального штаба Вооружённых сил. В Военно-воздушных силах достойно прошёл путь от лётчика истребительного авиационного полка до заместителя главнокомандующего ВВС. Командовал эскадрильей, истребительным авиационным полком, истребительной авиационной дивизией, истребительным авиационным корпусом, ВВС Закавказского военного округа и Группы советских войск в Германии. В 1987–1992 годах – заместитель главнокомандующего, начальник военно-учебных заведений ВВС, в 1992–1994 годах – старший группы советских военных специалистов в Индии. Награждён орденами Октябрьской Революции, «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» II и III степени, многими медалями. «Красная звезда» вполне справедливо написала, что «светлая память об Алексее Семёновиче сохранится в сердцах сослуживцев, ветеранов, военнослужащих Воздушно-космических сил». Героический танкист В Золотухинском районе родился и ещё один известный военачальник – Максим Васильевич Колосов, участник Гражданской войны, Великой Отечественной войны, генерал-майор танковых войск. Максим Васильевич родился 1897 году в деревне Первое Уколово. Окончил три класса сельской школы в селе Белоколодец. В Русской императорской армии с мая 1916 года. В РККА добровольно с июня 1918 года. С мая 1920 года – курсант Курских пехотных курсов. Курсантом принимал участие в ликвидации банд Антонова в Тамбовской губернии. С сентября 1927 года – командир и политработник роты, с января по октябрь 1933 года – слушатель Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования комсостава РККА. С 25 марта 1941 года – командир 69-го танкового полка 35-й танковой дивизии. В начале октября 1941 года командованием Южного фронта была создана «Танковая группа Колосова». Уже вечером 8 октября его сводное подразделение в составе 33 танков и десятка грузовых машин устремилось на юг с задачей нанести удар во фланг неприятельской танковой группе в направлении на Гуляй-Поле – Пологи. На полном ходу, освещая себе путь фарами, танки ворвались в Чубаревку (штаб генерала Клейста), открыв огонь из пушек и пулемётов. В течение часа всё было кончено, и хотя штаба Клейста тут не оказалось, потери немцев оказались серьёзными: на месте боя были найдены около сотни трупов, более десятка подбитых танков. В руки бойцов Колосова попали свыше пятидесяти автомашин с боеприпасами, обмундированием и продовольствием. Далее в ходе войны Максим Васильевич Колосов командовал крупными танковыми группировками. Награждён многими орденами и медалями. По болезни был уволен в отставку в сентябре 1946 года. Умер 28 мая 1969 года. Похоронен в Ростове-на-Дону на Еврейском кладбище. Прославленный железнодорожник Будущий прославленный советский железнодорожник Пётр Алексеевич Шубин родился в 1902 году в деревне Лепиново в семье работника, как принято было говорить, стальных магистралей. Детство и юность он провёл в Курске. После окончания школы работал на станции Курск – сначала учеником телеграфиста и телеграфистом, затем – запасным агентом службы движения, потом – дежурным по станции. В 1938 году Пётр Шубин обучался на курсах старшего командного состава железных дорог при Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. В июле 1939-го он назначается на должность начальника железнодорожной станции Курск. В апреле 1940 года Пётр Алексеевич был награждён знаком «Почётный железнодорожник» за внедрение передовых методов формирования поездных составов, работу по введению контроля над безо-пасностью движения на вверенной ему станции. Начало Великой Отечественной войны Шубин застал в родном Курске. В октябре 1941 года он участвовал в обороне города от немецко-фашистских захватчиков и в ночь на 2 ноября покинул станцию с последней группой железнодорожников. В первые два военных года был начальником прифронтовой станции Мармыжи в Курской области. Летом 1942 года получил назначение на должность заместителя начальника, а в октябре того же года организовал работу станции Москва-Горьковская – товарная, где был её начальником. За отличную работу на этих постах трудовой деятельности он повторно был удостоен знака «Почётный железнодорожник». В феврале 1943 года Петру Алексеевичу поручили возглавить оперативную группу по восстановлению станции Курск. Весной-летом 1943 года на станцию буквально каждый день совершались авианалёты врага. 2 июня с утра на станцию был очередной налёт бомбардировщиков, от взрывов разлетались шпалы и куски рельсов. А железнодорожники с риском для жизни выводили составы из-под рвавшихся бомб. В один из моментов Шубин прыгнул в образовавшуюся воронку и почувствовал удар в спину. «В эти минуты я словно потерял себя. Очнулся от страшной боли в спине. Кое-как встал. Поднимаю глаза к небу, а там буквально туча самолётов, которые сыпят бомбы. Но я не слышу взрывов. Возможно, поэтому страха вообще не было», – вспоминал герой-железнодорожник. Слух к нему вернулся после того, как очередная авиабомба угодила в вагон со взрывчаткой и раздался адский взрыв. Но это не остановило ни его, ни станционных работников: под новой серией налётов вражеских самолётов стрелочники, составители, диспетчеры, дежурные (некоторые уже с ранениями) выводили со станции эшелоны с цистернами, полными авиационного топлива. «То, что я увидел утром, было хуже ада. Я увидел, что разрушено дело наших рук. Паровозные мастерские, вагонное депо, техническая контора – всё, что с таким трудом мы восстановили, было уничтожено. Стояли обгоревшие скелеты вагонов. На месте путей валялись куски погнутых рельсов, расщеплённые шпалы. А воронок было больше, чем ровной земли», – рассказывал ветеран. Однако железнодорожники не опустили рук и взялись за восстановительные работы. Уже через 12 часов был открыт главный путь, а ещё через 35 часов Курск смог принять первые воинские эшелоны. В послевоенные годы под руководством Шубина проходило восстановление и развитие хозяйства станции Курск, в том числе строительство вокзала. Здание вокзала было открыто 12 августа 1952 года. За отличную архитектуру объекта, умелое решение планов и интерьеров, высокое качество строительных работ, Управление по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР присудило группе участников проектирования и строительства курского железнодорожного вокзала премию. Кстати, на сайте «Курской правды» доступна статья «Вестибюль Курска. Три жизни курского железнодорожного вокзала» (номер от 27 января 2023 года) – как раз об истории строительства здания нашего вокзала. Какое-то время Шубин занимал должность начальника пассажирского отдела Курского отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги, но в 1958 году в статусе начальника станции Курск вышел на пенсию по состоянию здоровья. Он занимался патриотическим воспитанием молодёжи, избирался делегатом XI съезда профсоюзов СССР, XIII, XV съездов профсоюза работников железнодорожного транспорта. Умер 10 апреля 1968 года, похоронен на Никитском кладбище в Курске. Именем Петра Алексеевича Шубина названа улица в Железнодорожном округе Курска. На здании Курского вокзала установлена мемориальная доска, посвящённая его памяти. КСТАТИ «Словно золото рассыпается. Интересные места и особенности Золотухинского района» – так называется статья об истории создания этого муниципалитета. Опубликована в «Курской правде» в номере от 15 декабря 2023 года, доступна на сайте газеты. СПРАВКА «КП» В дни подготовки и проведения Курской битвы (5 июля – 23 августа 1943 года) Пётр Шубин провёл огромную работу по восстановлению железнодорожных объектов, разрушенных германской авиацией, бесперебойному пропуску воинских эшелонов. За это время станция Курск обеспечила приём 2513 и отправление 2732 составов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в трудных условиях военного времени» Шубину Петру Алексеевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из свободных источников

Мы из Золотухинского
© Курская правда