"Били прицельно под фундамент, несколько квартир обрушились". О жизни после ухода ВСУ
Шрамы окопов
Алексей Алипов возглавил Токмак практически с первых дней после его освобождения Вооруженными силами РФ. Украинские войска оставляли город тяжело, вокруг него до сих пор огромное количество окопов. В совсем затерянных местах можно найти подбитую украинскую технику, но там лучше не ходить: слишком высока вероятность попасть в зону внимания операторов беспилотников ВСУ. Небольшая группа людей вдали от города почти наверняка станет для них мишенью, ведь для украинских военных традиционно не важно, военные у них цели или гражданские.
Следы "активности" ВСУ носит не только пригород, но и сам Токмак — доля полностью разрушенных жилых домов и объектов инфраструктуры в Токмакском округе, по самым поверхностным оценкам, может доходить до 10%. Например, с виду многоэтажка может казаться целой, но снаряд попал в фундамент, поэтому для жизни она уже не пригодна. И так по всему городу. После того как украинские войска оставили город, они будто решили выместить на нем всю ненависть, накопившуюся из-за поражений на фронте, — повсюду воронки, перекрытые улицы с поврежденным асфальтом, разрушенные дома. Но в городе много прохожих, в магазинах очереди и какой-то нехватки товаров визуально не ощущается. Цены прыгают: молоко стоит чуть более 60 рублей за литр, яйца — от 110 рублей за десяток и выше, хлеб — 40 рублей, а вот огурцы и помидоры "кусаются" — около 300 и 250 рублей за килограмм соответственно, тушка курицы — 370 рублей за кило, а свинина — 400 рублей за кило.
"Мы работаем над стабилизацией цен. С местными предпринимателями у нас подписаны меморандумы, дефицита нет никакого, есть абсолютно все и даже в тех населенных пунктах, которые считаются труднодоступными. В первую очередь, это северо-восточная сторона: Остряковка, Трудовое и так далее. Туда тоже идет поставка продуктов питания, и абсолютно никаких трудностей нет", — говорит глава Токмакского округа Алексей Алипов.
Мы находимся на улице Гоголя, как раз возле одного из таких домов. "В этом доме уже жить нельзя. Били прицельно под фундамент, несколько квартир в подвал обрушились", — говорит наш гид из местных.
Классическая хрущевка "смотрит" на окружающий пейзаж черными дырами, которые до апреля 2024 года были окнами. Два снаряда из американской реактивной системы залпового огня (РСЗО) HIMARS сделали ее необитаемой. Видно, что люди покидали квартиры в спешке: раскачиваемые ветром занавески открывают вид в комнаты, где остались картины на стенах, мебель, личные вещи. Часть выбитых окон забита фанерой.
Дальше по улице еще несколько уничтоженных сталинок. В том же апреле ВСУ нанесли один из самых подлых ударов по мирному населению Запорожской области. Вечером, около 19 часов, несколько снарядов из РСЗО HIMARS практически уничтожили четыре здания, и еще пять получили повреждения фасадов и остекления. Погибли тогда 16 человек, из которых трое — дети, еще 28 получили ранения. Сотрудники МЧС, в том числе приехавшие из шефского региона — Пензенской области, разбирали завалы 59 часов.
Сейчас этот район практически необитаем: какие-то дома не пригодны для жизни полностью, какие-то — частично, какие-то бросили жильцы.
Характерная черта таких мест — звенящая тишина. Дрон-детектор разрывает ее своим писком, и мы убегаем в подъезд ближайшего дома. Здание пострадало незначительно, люди вставили вылетевшие стекла, восстановили подачу электроэнергии и продолжили жить. Из приоткрытого окна слышится звук телевизора так, будто герои фильма общаются шепотом. Самим говорить не хочется, да и не с кем, среди соседних развалин прохожих не найти.
Навсегда остались в весне
Апрель и май 2024 года стали особенно страшными и кровавыми. В начале последнего месяца весны американские снаряды снесли несколько этажей в пятиэтажках на улице Куйбышева. На этот раз это были управляемые артиллерийские снаряды увеличенной дальности с GPS-наведением M982 Excalibur.
В одной из пятиэтажек снаряд снес три этажа и, пролетев насквозь, взорвался за зданием, образовав огромную воронку. Тогда погиб мужчина — спасатели несколько часов разбирали здание в надежде, что он еще жив, а все это время возле разрушенного дома сидела его жена.
Сегодня разрушенные квартиры облюбовали голуби, на вытоптанных спасателями газонах начали прорастать цветы — природа как будто старается напомнить, что жизнь найдет силы даже там, где люди сеют смерть. Сквозь пробитую крышу отчетливо видно голубое небо.
"Для нас это были трагические события, трагическая весна. Сразу же после ракетного обстрела по многоквартирным домам администрация Токмакского муниципального округа начала принимать заявления от пострадавших граждан для предоставления мер социальной поддержки. Мы помогали людям и в поиске временного жилья. Есть у нас пара семей, которым мы помогли с размещением. Остальные пока проживают временно у своих близких и родственников и ждут, какое будет принято решение правительства Запорожской области в части восстановления либо признания этих домов непригодными для жилья", — рассказывает Алексей Алипов.
Выбивают ВСУ и инфраструктуру: для украинских войск уничтожение объектов энергетики, водо- и газоснабжения стало традицией практически с 2014 года. В Запорожской области этой тактике они следуют на протяженности всего фронта: в Каменке-Днепровской, Энергодаре, Пологах, Васильевке.
"Ситуация у всех одна и та же. Возможно, где-то интенсивнее идут удары по объектам энергосбережения. Но в принципе мы на себе это тоже проходили, когда у нас в результате ракетных ударов или применения БПЛА выводили из строя подстанции, трансформаторы и так далее. Хочу выразить благодарность нашим "ресурсникам", аварийным бригадам. Они всегда оперативно устраняют последствия, подвергая свою жизнь опасности", — говорит Алексей.
В декабре 2024 года ВСУ атаковали автозаправочную станцию на улице Воровского. Когда на место прибыли спасатели, чтобы потушить пожар, дрон ВСУ атаковал автомобиль МЧС, пострадали шесть человек. Все — спасатели.
Алипов уверен, что такое "внимание" ВСУ к Токмаку и окрестностям связано с расположением города. "Это центр Запорожской области, это важные стратегические узлы автомобильных дорог, железнодорожного сообщения", — поясняет глава.
Не разрушать, а восстанавливать
Несмотря на обстрелы со стороны ВСУ, сейчас в Токмак активно возвращаются жители. В подавляющем большинстве это те, кто оставлял свое жилье и временно перемещался в другие регионы России. А вот куда пока не возвращаются люди — это Работино, населенный пункт, освобожденный в мае прошлого года. Он входит в Токмакский округ. Власти уже приняли решение восстановить его, как только фронт отодвинется. Это будет тяжелая и кропотливая работа.
"Это самый первый населенный пункт Токмакского района со стороны Орехова. Оно под нашим контролем, но населенный пункт разрушен полностью, там не осталось практически ни одного живого дома, ни одного целого строения. Сейчас жители Работино подали заявления на компенсацию. Вот поэтому у нас видение однозначно: когда наше наступление будет, когда мы будем освобождать новые территории Запорожской области, то займемся Работино. Мы уже проговаривали, каким образом это будет осуществлено. Но сейчас там неспокойно — там боевой стык", — пояснил глава.
Пока не ясно, когда Работино будет восстановлено, но Алексей уверен: ситуация изменится, и на безлюдных и разрушенных улицах этого населенного пункта снова будут слышны разговоры местных жителей, шум транспорта и смех детей. Вопреки желаниям врага.
Владислав Сергиенко