Отряд "Борз" первым зашел в Курахово и две недели оборонялся в двухэтажке

Преодоление водной преграды является одним из сложнейших военных действий. Ведь приходится не просто переправляться с одного берега на другой, а делать это под огневым воздействием противника.

Отряд "Борз" первым зашел в Курахово и две недели оборонялся в двухэтажке
© Российская Газета

На пути участвующих в спецоперации российских военнослужащих нередко встречаются водоемы, которые становятся естественными препятствиями для наступающих подразделений. Преодолеть их - то еще испытание. Кураховское водохранилище, например, в одну из ноябрьских ночей преодолевало подразделение штурмового отряда "Борз" 110-й отдельной мотострелковой бригады.

Был там и штурмовик с позывным Бонд, правда, не Джеймс. В отличие от своего знаменитого киношного тезки, штурмовик отличился не на экране, а в жизни.

Далеко не каждый даже опытный физиогномист определит в этом солдате отважного и теперь уже опытного воина. Хромает, так это, может, на банановой кожуре поскользнулся. Предпочитает стиль "милитари" - сейчас в этом кто ни попадя щеголяет. Интеллигентный вид, спокойный голос, доброжелательный взгляд, аккуратная бородка в стиле Че Гевары. В довесок - специальность повара-кондитера и опыт работы в организациях общепита. И все-таки - это один из тех, кто начал освобождение города Курахово.

"Бросок через "водохранку" тщательно готовился: заранее проводилась разведка местности, определялся маршрут движения, продумывались действия в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств, были подготовлены лодки. Но, как и в большинстве серьезных операций, изначально и у нас, и у противника шансы были примерно равны. Как все сложится - одному Богу было известно", - рассказывает военнослужащий.

Первоначально не планировалось, что Бонд пойдет в составе первой группы. Переигралось, и вот он уже в лодке. В соседних двух - другие штурмовики и парни из подразделения РЭБ. Шли "по серенькому" - под покровом темноты. Впрочем, при применяемой неприятелем аппаратуре разведки - так себе маскировка.

Это стало предельно понятно, когда с началом движения враг стал сопровождать движение десанта имеющимися огневыми средствами. Было и без того непросто двигаться по обмелевшему водохранилищу, которое, подорвав плотину, "спустили" вэсэушники. Лодки то и дело садились на мель. Требовалось вытаскивать их и даже идти на веслах. В том числе и из-за этого пришлось пришвартовываться раньше, чем планировалось.

Противник пытался помешать продвижению нашей "эскадры", но было несколько играющих нам на руку "но". Эффективно применять артиллерию у ВСУ не получалось из-за слишком малой дистанции, хотя минометы и "кидались" 120-мм минами в сторону российских военнослужащих. Камыш и илистый грунт не давал взрываться FPV-дронам. Впрочем, оставались сбросы с "птичек". К счастью, они срабатывали через раз. И все же "штурмы" были потрепаны. Большинство военнослужащих уже к моменту высадки были ранены. Кто-то и тяжело.

"Когда окончательно воткнулись в ил, поспешили к берегу. В темноте даже не рассмотрел, почувствовал островок. Выполз на него и поспешил к камышу. Когда слышал "птиц" - их штук пять летало - замирал, затем снова продолжал ползти", - рассказывает солдат.

По пути он оказал помощь своему однополчанину, получившему серьезное ранение. Пережгутовал его - и ползком дальше. Встретил еще одного сослуживца, и вместе с ним стал искать подходящее укрытие. Таковым оказалось двухэтажка, которая на две недели стала и укрытием, и командно-наблюдательным пунктом, и форпостом наших войск.

Враг просто не ожидал, что десять донецких парней так бесцеремонно вклинятся в его оборону. Но мы это сделали и обеспечили заход наших войск

По словам Бонда, они заняли квартиру, в которой прежде базировались вэсэушники. Расположившись в одной из комнат, военнослужащие отряда "Борз" приготовились к любому развитию ситуации. Вплоть до штурма. И хотя, как позже выяснилось, враг находился на соседней улице, атаковать наших парней он не решился.

"За нашим укрытием противник наблюдал с воздуха. В небе постоянно висели разведывательные "беспилотники". Периодически прилетали и ударные коптеры, "камики" (дроны-камикадзе - прим. "РГ"), била "арта". Нам было на руку, что вокруг дома росло множество ветвистых деревьев и кустарника. Это естественные препятствия для "птиц", - поясняет Бонд.

По воздуху все это время осуществлялось и обеспечение наших военнослужащих всем необходимым: медициной, продуктами, водой. С последней было особенно сложно: часто с большими сложностями доставленные "полуторки" при сбросе с грузового коптера разбивались о землю.

Группа, которую позже кто-то шутливо назовет кураховскими первозаходцами, не просто обозначила своим присутствием новый передовой рубеж. Несмотря на постоянное огневое воздействие, физическое состояние, усталость, военнослужащие корректировали работу нашей артиллерии, встречали и сопровождали заходящие в город подразделения российской армии. Двухэтажка была не самым лучшим наблюдательным пунктом, но все же давала возможность визуально наблюдать прилеты наших мин и снарядов на вражеские позиции. На две недели вклинившиеся в расположение противника штурмовики 110-й бригады стали глазами наших наступающих войск.

Личный состав отряда "Борз" справился с непростой задачей. Позже на мотоциклах героев эвакуировали в тыловой район. Бонд очень гордится, что служит именно в этом штурмовом отряде.

"Такой дружбы, взаимовыручки, сплоченности вряд ли где-то найдешь. Знаю точно, потому что общаюсь со многими своими воюющими в районах СВО товарищами, - говорит рядовой. - Взять хотя бы эпизод с нашей боевой работой. Враг не ожидал, что десять донецких парней так бесцеремонно вклинятся в его оборону. Но это сделали именно бойцы "Борза". Киношный Бонд сделал немало решительного и отважного - то, что было прописано в сценарии. Но даже вкупе экранные подвиги не идут ни в какое в сравнение с тем, что совершили настоящий Бонд и его боевые товарищи при освобождении Курахово".

Между тем

Российский флаг установлен в Курахове

Если бойцы "Борза" стали первыми, кто начал освобождение Курахова, то штурмовая группа под командованием бойца с позывным Нифер поставила в этом процессе жирную точку.

Штурмовики действовали на западной окраине Курахово, освобождали один за другим пятиэтажные дома в микрорайоне "Южный". Во время зачистки военнослужащим удалось захватить в плен командира подразделения ВСУ и его группу из 14 человек.

Когда сопротивление противника было подавлено, Ниферу поставили особую задачу - установить российский флаг над освобожденным городом. "Водружая флаг, я чувствовал связь с теми, кто боролся за нашу страну в годы Великой Отечественной войны. Это наш долг - завершить то, что начали наши предки", - отметил российский военнослужащий.

Подготовил Иван Петров