Годовщину РВСН отмечают ракетчики в Новосибирске

Официальный праздник у стратегических ракетчиков появился 36 лет спустя – в 1995 году. В конце того года вышел президентский указ о его учреждении. Затем в мае 2006 года по другому указу праздник заменили на памятную дату в связи с тем, что в начале XXI века РВСН преобразовали в самостоятельный род войск центрального подчинения.

Годовщину РВСН отмечают ракетчики в Новосибирске
© VN.ru Все новости Новосибирской области

Тем не менее, крупные сибирские города надо было прикрывать надежным противоракетным зонтиком. В мае 1960 года на базе гаубичных подразделений и летного училища в Новосибирске создали ракетную дивизию РВСН. Эти войска – самые грозные и засекреченные в ВС РФ. Они составляют основу оружия возмездия, поскольку призваны нанести по врагу ответный ядерный удар, что является в мировой политике надежным фактором, сдерживающим наших потенциальных ближних и заокеанских противников.

Военный историк Сергей Слугин отмечал, что солдаты и офицеры 52-ой Тернопольско-Берлинской и 42-й ракетных дивизий носили форму моряков, причем на бескозырках имелись надписи о принадлежности к Северному флоту. А личный состав трех ракетных дивизий на Дальнем Востоке изображал собой летчиков. Этот «маскарад» был необходим для того, чтобы в разведуправлениях минобороны США и странах НАТО ломали головы, размышляя, что делают в сибирской тайге «лесные моряки», и что делать с «целой воздушной армией» русских у тихоокеанских берегов.

Последние штаны

Надо сказать, что создание, испытание и обслуживание ракет – дело чрезвычайно дорогое. Если в США для межконтинентальных ракет «Минитмен» строили железные дороги, по которым ракетные комплексы (РК) возили по особому графику, то у нас для этих же целей приспособили обычные железнодорожные пути, замаскировав РК под пассажирские вагоны – их так и называли БЖРК – боевой железнодорожный ракетный комплекс. Президент США Рейган заявлял при этом: «Я сниму с русских последние штаны, но я заставлю их вооружаться». Поэтому американцы даже рассматривали вопрос, чтобы для наилучшей защиты возить свои «Минитмены» под землей по вырытым тоннелям, чего русский военный бюджет точно не потянул бы. У нас не то что туннели – сами БЖРК не потянули. Их порезали и сдали в утиль при президенте Ельцине.

Зато наши умельцы придумали ощутимую экономию такого рода. При старте стратегической ракеты шахтного базирования ствол шахты разрушался до основания. Так вот чтобы новую шахту не строить, было предложено и затем воплощено выбрасывание ракеты специальным механизмом. Маршевый двигатель включался, когда ракета покидала шахту, в которую можно было загрузить новую ракету.

Помимо этой смекалки ракетчики додумались в рамках гуманитарной помощи (и при поддержке филантропов) доставлять полезные грузы в Африку на ракетах, срок годности которых заканчивался. Толпы африканцев, завидев в небе парашют спускаемой части ракеты, бегали по пустыне, чтобы разжиться консервами и бутилированной водой. А наша межконтинентальная боевая ракета «Сатана» уже не раз выводила на орбиту спутники.

В ракетном городке

В Новосибирске ракетная дивизия стала формироваться в военном городке в Октябрьском районе, затем переместилась в Пашино. Она получила (переняла) название 39-гвардейской Глуховской дивизии, которая была артиллерийской, прошла славный боевой путь и в войну заслужила 4 ордена. И вот новая роль – ракетная.

Со всего союза съехались летчики, флотские офицеры (в основном подводники), танкисты и артиллеристы, которые составили костяк будущего соединения РВСН. При направлении в Новосибирск командование сулило блага: продвижение по службе, повышенное денежное содержание и комфортные квартиры. Но по прибытии на место офицерским семьям пришлось размещаться в трущобах знаменитой Каменки. Боевой учебы практически не было, зато бытовых проблем хватало. Впрочем, ракетная стрельба велась болванками по секретному полигону на Камчатке с названием «Кура».

Одному ветерану дивизии запомнилась такая результативность учебных стрельб. По реке Озерной к Куре на барже подтягивали стройматериалы – так вот болванка ракеты упала в 5 метрах от баржи. Ещё чуть-чуть – и «снайперское» попадание в объект за тысячи км от старта могло стать инцидентом со всеми вытекающими выводами. Хотя для ядерного удара метры мало что значат – ведь ядерной боеголовкой достаточно просто попасть в город...

Секретные истории

Засекреченность РВСН сказывалась на том, что в дивизии происходили причудливые истории. Так, прослышав о постановке на боевое дежурство РК, возможно с ядерным зарядом, часть солдат стала выходить на утреннюю физзарядку с привязанными на поясе гантелями. А те из военных чудиков, кому гантелей не хватило, вышли с... траками от танковых гусениц на поясе. На этот «почин снизу» дежурные офицеры вначале не обращали внимания. А через месяц добровольных занятий с танковыми «веригами» на теле выяснилось, что таким образом бойцы готовились к ношению... свинцовых трусов (!) Поскольку кто-то «компетентно» сообщил им об опасной радиации, исходящей от ядерных зарядов, и о том, что для сбережения детородной функции солдатам будут выдавать свинцовые трусы, защищающие от излучения. А свинец – металл тяжелый, вот поэтому нужны тренировки по переносу тяжестей на себе и там, где резинка от трусов впивается в бока.

Кроме «свинцовых» юмористов в Глуховской дивизии имелись «атомные» фантасты. По словам Слугина, одного из весельчаков в 1964 году доставили в отдел военной контрразведки. Выяснилось, что рядовой Николай Ш., был призван из глухой деревни. После года службы, прибыв к родным на побывку, отпускник рассказал о службе в РВСН, хотя об этом следовало молчать. Затем на деревенских посиделках первогодок поведал об «атомных» ракетах, вошёл в раж и обнадежил деревенских собеседников той возможностью, что вполне может электрифицировать родную деревню с.....помощью «небольшого количества атомов, добытых из боеголовки». Мол, отцы-командиры или разрешат привезти граммов 300-400 этой начинки, или он «атомы» стащит – их в ракете много, так что врагам достанется по полной. От ракеты не убудет. А добытого топлива вполне хватит на освещение домов, школы, клуба и правления колхоза.

Но этим планам «электрификации» не суждено было сбыться, так как среди односельчан нашёлся бдительный житель, который предупредил незаконное приобретение электричества сообщением в органы. Впрочем, бравада отпускника никоим образом на безопасность страны не повлияла.