RT пообщался с воюющими под Курахово танкистами
Броня и орудие танка позволяют ему оставаться основной боевой машиной на поле боя. С одной стороны, из-за БПЛА «коробочки» не могут работать как раньше, а с другой — вместе с беспилотниками они образуют опасное для врага соединение. Корреспондент RT Анна Долгарева поговорила с бойцами о новой тактике применения тяжёлобронированных машин.
БПЛА существенно изменили тактики применения бронетанковой техники. Сейчас танки чаще всего представляют собой более манёвренный, чем артиллерия, вариант огневой поддержки для пехоты. Причина тому — развитие ударных БПЛА, когда дрон за несколько десятков тысяч рублей способен уничтожить многомиллионную «коробочку».
Командир танка с позывным Тайфун говорит, что при сближении с противником опасны не только ударные дроны, но и обычные воздушные беспилотные разведчики. Он вспоминает, как при штурме Марьинки такие «птицы» навели на его танк артиллерию.
«Светало. Часа в четыре утра вышло на нас пехотное подразделение, попросило оказать поддержку. Начали мы работать по рубежам, увидели вражескую «птичку». Подавить её РЭБ не получилось, и вскоре начала работать арта. Сначала просто несколько тяжёлых снарядов упали — мы успели откатиться, и потом пять-шесть кассет прилетело», — рассказывает Тайфун RT.
Поработали курьерами у пехоты
От артиллерии танк отличается мобильностью: тяжело бронированная машина выезжает из укрытия, чтобы отработать по цели и быстро вернуться обратно, рассказывает другой танкист — с позывным Злой.
Военный вспоминает, как в одном бою они за считаные минуты подавили огневую точку и рванули обратно, а позднее во время перекура обнаружили на башне запутавшийся в масксети дрон-камикадзе. К счастью, он не сдетонировал, врезавшись в машину.
Этот трофей Злой передал своему подразделению БПЛА, и дрон полетел обратно — во врага, на этот раз уничтожив цель.
«А как-то нам пришлось работать курьерами, — смеётся Злой. — Пехота закрепилась, и нам поставили задачу обеспечить их продовольствием и боеприпасами. Мы приварили на танк большую корзину, которая держалась на тросах, загрузили туда продукты, воду, сигареты, БК и отправили её к пацанам. А других вариантов привезти не было, пришлось целую бронированную машину отправлять. Бывает и такое».
Также, по словам Злого, им приходилось эвакуировать мирных жителей. В Максимильяновке разведка танкистов с дрона обнаружила пенсионера, который уезжал из-под обстрелов на велосипеде, сложив вещи в мешок, притороченный на багажнике.
«Он уже просто отчаялся, похоже, пытаясь вырваться с украинской территории, — говорит Злой. — Мы, как только его заметили, сразу отдали команду не стрелять. Так его с дрона вели до первых позиций, там уже его наши быстро хапнули и вывезли из опасной зоны. А так, конечно, «птичники» (расчёты БПЛА) при танкистах ищут цели для своих экипажей».
«Мастерили из фанеры»
Боец с позывным Студент перешёл в аэроразведку из штурмовиков после ранения.
«Занимали дом, отработали по нему из гранатомётов, забросали гранатами и зашли, но не все противники были убиты, и один из выживших успел выстрелить», — вспоминает Студент.
Он рассказывает, как расчёты беспилотников помогают танкистам находить цели, и отмечает, что они не только занимаются разведкой и корректировкой огня, но и сами бьют врага.
«Недавно моим расчётом с помощью управляемого корректируемого боеприпаса «Ланцет» был подбит танк противника, — рассказывает Студент. — Первая группа из системы беспилотников навела корректируемый боеприпас, произошёл захват цели, вторая группа этот боеприпас запустила. Вообще, с нашей стороны активно применяются дроны-камикадзе, дроны-разведчики со сбросами либо тяжёлые какие-то системы беспилотные — и самолётного типа. Бывает, что и самоделки кто-то делает. Вот мы мастерили из фанеры и поликарбоната такие аэропланы, начинку сами ставили. Всё работает!»
FPV-дроны, по словам военного, открыли новую страницу войны, и танкам приходится менять тактику. Но, с другой стороны, с поля боя эти грозные боевые машины не ушли в том числе и потому, что их поддерживают подразделения наших дроноводов.