Сила духа и мужество: как Герой России забайкалец Роман Таскаев посадил самолет с двумя отказавшими двигателями
«Во время одного из полетов на МиГ-31М мы со штурманом Леонидом Степановичем Поповым должны были выполнить испытательный пуск новой ракеты. Происходило это на очень высокой скорости, на большом числе маха. При заходе в зону пусков у нас произошло разрушение опоры правого двигателя. Началась сильная вибрация. Двигатель пришлось сразу выключить. Через несколько секунд на приборной панели загорелась индикация «пожар левого двигателя». Его тоже пришлось выключить. И это все - на большой скорости и далеко от аэродрома взлета! Пока разворачивались, лампочка, сигнализирующая пожар левого двигателя, погасла. Несмотря на то, что на земле нам говорили катапультироваться, мы смогли дотянуть до точки и не прыгнули», - поделился воспоминаниями о присвоении звания Героя России в одном из интервью Роман Таскаев. По его словам, экипаж смог посадить военный самолет на аэродром при отказе обоих двигателей во время испытаний на высокой скорости. После этого случая руководство фирмы МиГ представило летный экипаж испытателей к государственным наградам. Таскаев получил звание Героя России в августе 1992 года.Роман Петрович Таскаев родился 14 октября 1954 года в городе Хилке Читинской области. В 1967—1971 годах занимался планерным и парашютным спортом в Читинском аэроклубе. С 1971 года служил в рядах Советской Армии. С 1975 года, окончив Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков, служил лётчиком в частях ВВС (Северная группа войск, 642 гвардейский апиб 5 ВА Одесский военный округ). В 1981 году уволился в запас.В 1983 году окончил школу лётчиков-испытателей и поступил на лётно-испытательную работу в ОКБ имени А. И. Микояна. Поднял в небо и провёл испытания реактивного учебно-тренировочного самолёта МиГ-АТ (1996—1998 гг.). Участвовал в испытаниях сверхзвуковых боевых самолётов МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29К, МиГ-31, МиГ-31М. Проводил испытания на критических режимах полёта МиГ-29, МиГ-29УБ и МиГ-29М, а также испытания по отработке дозаправки МиГ-25РБ, МиГ-25ПД, МиГ-31, МиГ-29К.В 1995 году установил мировой авиационный рекорд высоты полёта на самолёте МиГ-29. Роман Таскаев достиг на нем высоты полета 27460 метров, что явилось рекордным достижением в классе реактивных самолетов взлетной массой от 12 до 16 тонн.Заслуженный летчик-испытатель многократно спасал опытную технику при разрушениях в воздухе, несовместимых с продолжением испытательного полёта, дважды катапультировался из аварийных самолётов в безвыходных ситуациях. 28 мая 2017 года вместе с Героем России Олегом Кононенко Роман Таскаев выполнил первый подъём самолета МС-21. Полёт проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час без уборки шасси, его продолжительность составила 30 минут.С 1998 года Роман Таскаев — заместитель Генерального директора ОКБ имени А. С. Яковлева по лётным испытаниям.На международном военно-техническом форуме «Армия-2024» ПАО «Яковлев» Роман Таскаев представил перспективную разработку - самолет Як-130М, создаваемый на базе учебно-боевого Як-130. Было заявлено, что будут существенно расширены боевые возможности самолета.«Любая уважающая себя самолетостроительная компания должна отслеживать мировые тенденции и проводить модернизацию машин в соответствии с требованием времени. В России Як-130 используется ВКС для окончательного обучения будущих летчиков перед тем, как они пересядут на серьезные боевые самолеты в строевых авиационных частях, а также для поддержания навыков у летного состава. При этом у иностранных заказчиков Як-130 оказался востребован для ведения боевых действий. Именно на расширение боевых возможностей машины направлена эта модернизация. В 2025 году у нас запланированы испытания Як-130М. Мы должны принять машины на предприятии. После того, как завершим программу заводских испытаний, передадим самолеты на государственные», - сообщил Роман Таскаев в одном из интервью.Пресс-служба правительства Забайкалья,Телефон для СМИ: 8 (3022) 23-37-49, e-mail: pressazk@mail.ru