«Совсем-совсем невидимый» беспилотник RQ-170 «Sentinel» слетал в Иран и слил все американские секреты

Не представивший за последние несколько лет ни одного более или менее жизнеспособного образца высокотехнологичного оружия «гегемон» пытается оправдать свой провал происками «нечистых на руку» врагов западной демократии в целом, и «сияющего града на холме», в частности.

«Совсем-совсем невидимый» беспилотник RQ-170 «Sentinel» слетал в Иран и слил все американские секреты
© Свободная пресса

По мнению Вашингтона главными ворами «передовых американских технологий» в области разработки перспективных беспилотных летательных аппаратов являются представители так называемой «оси зла». Угадали, кто это? Ну конечно же – Иран, Китай и, куда без нее, Россия.

По мнению янки, и российский тяжелый ударный С-70 «Охотник», и китайский CH-7, и иранский ударный «Simorgh» являются стопроцентными копиями американского разведывательного БПЛА RQ-170 «Sentinel», созданного компанией «Lockheed Martin» и принятого на вооружение армии США в 2007 году. По мнению Пентагона, именно RQ-170, пропавший (не без участия технической службы Корпуса Стражей Исламской Революции) в 2011 году в воздушном пространстве Афганистана, стал прототипом сразу нескольких образцов БПЛА главных врагов «властелина глобуса». Разберемся, сколько в этих воплях правды, а сколько плодов буйной американской фантазии.

На международном авиасалоне «Airshow China-2022» в Чжухае китайцы впервые продемонстрировали последнюю (седьмую) модификацию тяжелого беспилотника семейства «СН» от компании CASC (Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация), выполненного по схеме «летающее крыло». Кстати, старт разработок этой линейки БПЛА состоялся именно в 2011 году.

Специалисты, присутствующие при его премьерном представлении, отметили не только его более чем внушительные массогабаритные характеристики, впечатляющую дальность полета и выдающиеся технические данные, но и сходство с американским сверхсекретным «Стражником». Что, собственно, и стало причиной скандального заявления представителей «Lockheed Martin» о возможности предъявления судебного иска Китаю.

Здесь следует уточнить, что такие претензии американскими оборонщиками высказывались и ранее, а их адресатами становились те, кого Вашингтон назвал своими злейшими врагами. Естественно, что никаких судебных разбирательств не было, однако, фантомные боли по этому поводу у руководства «Локхид Мартин» сохранились до сих пор.

Тем не менее посмотрим в корень проблемы. «Обратный инжиниринг» не является чем-то запрещенным, более того, его используют все более или менее технологически развитые страны мира, включая США и их союзников. И это логично. Для чего тратить деньги и силы на разработку образцов, готовые аналоги которых (или техническая документация на них) уже имеется в вашем распоряжении?

Кроме того, страна-разработчик обязана самостоятельно обеспечивать сохранность своих изделий, особенно, тех, которые она считает строго секретными. Даже несмотря на острое желание своих противников с ними ознакомиться. А если не хватает компетенций и опыта, то это, как минимум, не вина оппонентов перманентно дряхлеющего «гегемона».

Примерно так и случилось с RQ-170 «Sentinel». Янки, считавшие (и считающие до сих пор) весь мир своей вотчиной, намеренно или случайно направили своего суперсекретного и супердорого ($170 млн за единицу) «Стражника» в воздушное пространство особой зоны, контролируемой Корпусом Стражей Исламской Революции. Результатом таких действий стала посадка считавшегося «образцово малозаметным» БПЛА недалеко от Тегерана. И спустя всего два года в воздух поднялся тяжелый ударный БПЛА «Simorgh». А тот факт, что иранские специалисты не отказались поделиться полученными секретами со своими российскими и китайскими коллегами, говорит лишь о крепком и взаимовыгодном военно-техническом сотрудничестве между Тегераном, Пекином и Москвой.

Сказать, что данный факт был достаточно болезненно воспринят и в Белом доме, и Пентагоне, и руководстве «Lockheed Martin», значит не сказать ничего. Американские СМИ позиционировали «Стражника» в качестве абсолютно неуязвимого и незаметного беспилотника, опережающего по своим стелс-свойствам и F-22 «Raptor», и Northrop B-2 «Spirit». Не знающая границ здравого смысла американская реклама присвоила ему статус «самого стелсового стелса» в мире. Кстати, иранским инженерам на изучение секретных внутренностей RQ-170 понадобилось не более двух месяцев, после чего БПЛА был возвращен его законному владельцу.

Правда, результаты этого двухмесячного посещения «Стражником» иранских военно-технических лабораторий оказались, мягко говоря, печальными для США. Иран, не сильно заморачиваясь на этических аспектах, создал БПЛА «Семург» – практически полную копию RQ-170, ставшую базой для разработки целого семейства малозаметных ударных и ударно-разведывательных дронов «Shahed».

Российский С-70 «Охотник» внешне также достаточно сильно похож на американского «Стражника», однако, его массогабаритные характеристики и особенно функциональные возможности очень серьезно отличаются. Причем в лучшую сторону. Кроме того, российский образец на сегодняшний день является единственным беспилотником «украденной у американцев» серии, обладающий практическим боевым опытом в качестве «верного ведомого» многоцелевого истребителя пятого поколения Су-57.

Что же касается наших китайских партнеров, то они пошли по несколько иному пути, начав с простоватого для уровня «оборонки» Поднебесной беспилотника Hongdu GJ-11. Впоследствии ставшего базовой платформой для создания линейки аппаратов СН и ее последней модели СН-7, который был представлен на экспозиции «Airshow China-2024» в Чжухае и вызвал очередное обострение фантомных болей у представителей США.

Кстати, превознесенный до небес RQ-170 по своим техническим и эксплуатационным характеристикам даже в подметки не годится образцу, представленному китайскими инженерами.

Как нам кажется, именно этот факт и стал триггером очередного истеричного припадка «властелина глобуса», возопившего о воровстве американских технических секретов. Да еще и теми, кто ни в грош не ставит его гегемонию, санкции, угрозы и предупреждения. Здесь не лишне вспомнить браваду американских СМИ, в 2011 году заявлявших, что даже имея на руках полный комплект конструктивных элементов RQ-170 «Sentinel» и самую полную инструкцию по его сборке, Тегерану никогда самостоятельно его не собрать. Так что же произошло, что так изменились и слова, и тональность этой песни?