Расследование «СП». «Кувалды» из КНДР уже в России. Когда и где их расчехлят
15 ноября в российских социальных сетях и телеграмм-каналах было опубликовано фото перевозки по железной дороге двух северокорейских САУ «Коксан». Точное место съемки неизвестно, но предполагается, что это Красноярск. Также нет информации, куда именно направляются эти артсистемы.
Никакого сомнения, что на фото запечатлены именно «Коксаны», нет. Самоходки легко опознать по характерному длинному стволу с дульным тормозом-«перечницей» и кабине гусеничного шасси.
Сейчас в российском сегменте интернета, а также в экспертном сообществе уже сложился консенсус, что северокорейские пушки будут развернуты в зоне СВО в самое ближайшее время. Между тем такие выводы могут быть преждевременными. Вполне возможно, что «Коксаны» едут на полигон, где российские военные специалисты с ними ознакомятся и проведут испытания. Также есть вероятность, что северокорейские артсистемы направляются на одно из российских оборонно-промышленных предприятий.
Но если бы «Коксаны» оказались в зоне проведения СВО, то смогли бы они помочь российским вооруженным силам? Попробуем разобраться.
Секреты и легенды
Часто даже в авторитетных источниках 170-мм артиллерийскую систему «Коксан» называют гаубицей. Информация ошибочна. «Коксан» – это пушка. В отличие от гаубицы у нее более пологая и прямая траектория полета снаряда. За счет этого дальность стрельбы северокорейской артсистемы составляет более 40 километров.
Оборонно-промышленный комплекс КНДР – один из самых закрытых в мире. Пхеньян почти не участвует в международных выставках вооружения, не проводит подобных мероприятий у себя дома. Вся информация по экспортным и импортным оружейным контрактам Северной Кореи засекречена.
Поэтому единственный способ получать информацию о северокорейских системах вооружения – внимательно отсматривать видеосюжеты с военных парадов и немногочисленные официальные съемки учений и испытаний новых образов вооружения и военной техники (ВВТ). Но даже такой скудный объем информации позволяет сделать определенные выводы насчёт 170-мм северокорейской пушки.
Начнем с того, что «Коксан» – целое семейство артсистем. Известно, как минимум, о двух базовых моделях и о нескольких модификациях. Считается, что соответствующие опытно-конструкторские работы стартовали в КНДР в конце 1970-х. Часто в справочниках указывается, что «Коксан» создан на базе немецкой 170-мм пушки 17 cm K.Mrs.Laf образца 1941 г. и схожей по параметрам 150-мм японской артсистемы «Тип 56». Причем, часто указывается, что немецкую пушку передали северным корейцам якобы советские военные специалисты.
Эта информация не соответствует действительности. В основе «Коксана» лежит симбиоз двух советских дальнобойных пушек: 130-мм М-46 и 180-мм С-23. Последняя артсистема – одна из самых загадочных в советском арсенале. Хотя С-23 и поставлялась в несколько стран мира, до сих пор не обнародованы даже ее полные тактико-технические характеристики (ТТХ). Известно, что она могла поражать цели 80-килограммовым снарядом на дальности свыше 30 километров.
Для Северной Кореи С-23 были крайне востребованными артиллерийскими системами. Но по неизвестной причине СССР выпускал такие пушки в очень небольших количествах. Поэтому, вероятно, при поддержке советских или китайских специалистов, Пхеньян инициировал разработку 170-мм пушки с аналогичными характеристиками.
Впервые «Коксан» засветился в 1978-м на параде в Пхеньяне. Поэтому первый вариант пушки получил от американских и южнокорейских военных аналитиков обозначение М-1978. При этом официальное название и индекс северокорейского сверхдальнобойного орудия до сих пор неизвестны.
Второй вариант «Коксана» засветился в 1989-м и сразу же получил условное обозначение М-1989. Новинка очень серьезно отличается от предшественницы. Так, на М-1978 гораздо более сложный механизм орудия, с явно большим количеством трудоемких деталей. У М-1989 конструкция значительно проще. Она чем-то напоминает советскую/российскую тяжелую пушку 2С7М «Малка».
При этом на вариантах используются разные типы гусеничных шасси. Фактически общий у двух моделей «Коксана» только ствол с дульным тормозом-«перечницей». Помимо базовых вариантов у М-1978 и М-1989 было, как минимум, по одной модификации, которые имели незначительные внешние отличия от основных версий.
В середине 1980-х Иран закупил несколько М-1978, которые активно использовал во время войны с соседним Ираком. В результате несколько «Коксанов» были захвачены иракскими военными. Багдад взял северокорейские изделия себе в арсенал и даже применил их против войск коалиции в 1991 г. во время операции «Буря в пустыне».
В 2003-м бывшие иранские «Коксаны» достались в качестве трофеев уже вооруженным силам Соединенных Штатов (после того, как был оккупирован Ирак). Американцы нашли несколько исправных пушек. В частности, хорошо известно фото, на котором эвакуационная машина М-88 Hercules буксирует «Коксан». Северокорейские пушки были вывезены в США и прошли там испытания.
Вместо «Малки»?
Прежде чем начать обсуждать возможности «Коксанов», надо учесть, что все доступные ТТХ были получены в результате изучения Ираком и США экс-иранских М-1978. А на свежих российских фотографиях запечатлены гораздо более совершенные М-1989. Хотя механизмы этих пушек и закрыты чехлами, модель легко опознать по характерному гусеничному шасси.
Считается, что главный недостаток «Коксанов» – низкая скорострельность и крайне большой расчет. 12 человек (по другим данным – 8) могут производить один-два выстрела в пять минут. Но для М-1989 эти показатели скорее всего не актуальны. Тут уместнее говорит о расчете в шесть-семь человек и скорострельности приблизительно один выстрел в минуту.
Стволы на М-1978 и М-1989 идентичны, а значит, обе модели «Коксана» используют одинаковые боеприпасы. Считается, что дальность стрельбы 170-мм фугасным снарядом составляет от 40 километров. При применении активно-реактивных снарядов этот показатель увеличивается до 60 километров. Правда, спор о наличии АРС в боекомплекте «Коксанов» идет давно. Из известных подтверждений существования 170-мм северо-корейских активно-реактивных снарядов только нечеткие кадры с учений.
Нет точной информации и о массе основного осколочно-фугасного снаряда, которым стреляет пушка. Но если сравнить близкие по параметрам артсистемы, то скорее всего речь идет об изделии массой не более 80 килограммов. Скорее всего, снаряд «Коксана» даже легче.
В арсенале ВС РФ есть артсистема с аналогичными и даже лучшими характеристиками – 2С7М «Малка». Последняя стреляет приблизительно на такую же дальность, при этом снаряд у отечественной пушки гораздо более мощный. 2С7М активно использовались с первых дней СВО. Но в настоящее время крайне не хватает боеприпасов крупного калибра. Производство 203-мм снарядов в России возобновлено, но пока объемы явно не достаточны.
Поэтому в российских соцсетях и телеграм-каналах уже родилась теория, что северокорейские гаубицы едут на замену «Малок». Но нам такие выводы кажутся крайне преждевременными. С большой долей вероятности северокорейский пушки пока будут только изучаться российскими специалистами и военными. И лишь после этого будет приниматься решение о возможном применении в зоне СВО. И не надо забывать, что «Коксан» – далеко не 2С7М «Малка».
Материалы по теме:
Eurasian Times: «Пушка чучхе» сметет американские HIMARS