Как бывший военный устроился работать после возвращения с фронта с инвалидностью

О том, что нам всем нужно учиться понимать людей, вернувшихся с фронта, "РГ" писала не раз. В регионах создано множество служб поддержки участников СВО - от госучреждений до общественных организаций. Как живут фронтовики на гражданке, легко ли им устроиться на работу, адаптироваться к мирной жизни или попросту найти себя?

Как бывший военный устроился работать после возвращения с фронта с инвалидностью
© Российская Газета

С одним из героев, Романом Толкуновым, знакомство состоялось во дворце спорта "Олимп" в Краснодаре, где проходил спортивный фестиваль "Спорт без барьеров". Там же мы и договорились о встрече у него дома, очень хотелось познакомиться поближе и увидеть, как он живет на гражданке.

Роман отлично разбирается в автомобилях и до СВО занимался ремонтом ходовой части машин в Сочи. И теперь решил продолжить работать в этом направлении и открыть свое дело. Сейчас семья Толкуновых, взяв кредит в одном из банков, закупила оборудование для шиномонтажа и обустраивает место для работы. Конечно, имея очень серьезные ранения и с ампутированной ногой, это очень непросто, но Роман доблестно справляется с этой задачей.

Вместе с супругой Анжеликой воспитывает двоих детей, постепенно они обустраивают свой дом и активно занимаются общественной работой, являясь помощниками районного депутата. Как-то в Фонде "Защитники Отечества" заместитель руководителя филиала Инна Шестакова предложила ему принять участие в спортивных соревнованиях в Ставрополе для людей с ограниченными возможностями. В итоге поездка для него стала судьбоносной. Принял участие в трех дисциплинах: пулевая стрельба, напольный волейбол без использования ног и армрестлинг. Здесь же познакомился с Константином Волощуком, санинструктором и сопровождающим их спортивную команду. В тот период Константин баллотировался в депутаты районного совета в Динском районе Краснодарского края. И уже, будучи избранным в депутаты, предложил Роману и его супруге стать его помощниками в поселке Молодежном, где они проживали. Сейчас они несут общественную нагрузку, принимают обращения граждан к депутату в поселковом совете, анализируют их и передают их в депутатский корпус.

Роман - ветеран боевых действий (БД), инвалид второй группы, награжден медалью "За отвагу", получает в месяц около 18 тысяч рублей за инвалидность, в которую входит социальная выплата как ветерану БД. Безусловно, еще нужно обустраивать дом, покупать мебель. А на такую сумму семью не прокормишь…

После увольнения из армии по ранению приехал в Краснодарский край жить и работать. Пока лежал в госпитале в Москве, супруга с мамой подбирали жилье, советовались с ним. Еще будучи беременной, его жена Анжелика приезжала к нему в госпиталь, помогала и как могла поддерживала. Его друг из Сочи, с которым раньше вместе работали, помог сделать ремонт на первом этаже их дома. Роман настоял, чтобы он взял деньги за работу, но он отказывался. В итоге семья Толкуновых его другу заплатила чисто символическую сумму.

"Я решил посвятить свою жизнь службе в спецподразделениях в армии, но был худощав и боялся не пройти медкомиссию. Только руки были сильными, - рассказывает Роман Толкунов. - Поэтому в 2022 году поехал в Донбасс и первый свой контракт на четыре месяца подписал в ДНР. Пошел служить добровольцем к ополченцам. Не смог оставаться в стороне от происходящих событий и, конечно, хотел получить боевой опыт, стать настоящим военным, как мой дед-ветеран ВОВ. Кстати, мой отец проходил срочную службу в Мариуполе в Азово-Черноморской флотилии. Служил три года в военно-морском флоте.

На донецком направлении получил первое ранение. Осколки попали в спину. После ранения дали месяц отпуска, и я приехал домой. Не смог долго оставаться без работы и устроился на работу в автомастерскую. Так я провел свой отпуск, а потом вернулся в свое подразделение. После окончания первого контракта решил заключить второй, но уже в одной из частных компаний (ЧВК) в составе министерства обороны РФ. Занятия на полигоне проходили стабильно каждый день и в любую погоду. Тренировались часами, отрабатывали каждое свое действие до автоматизма. И только после завершения полного курса обучения направили в ЛНР на линию боевого соприкосновения, на передовую. Так я стал штурмовиком. С ручным пулеметом прошел боевой путь".

Штурмовые отряды сражаются на самых сложных участках наступления в зоне СВО. Отличительная особенность таких частей - умение эффективно действовать в ближнем бою, когда расстояние до противника исчисляется метрами. Тяжелее всего тем, кто до мобилизации жил в тепличных условиях. Об этом вам расскажет любой военный практик.

"Выживает тот, кто приспосабливается, - поясняет Роман. - Например, мы быстро сообразили, что скрываться от тепловизоров неплохо помогает палаточная ткань. Стали брать ее с собой на задания, чтобы прятаться от дронов. Ведь если не сумеешь укрыться, сто процентов через три-четыре минуты по тебе начнут стрелять. Одним из главных событий для меня в зоне СВО стало проведение "бахмутской мясорубки", которая длилась 224 дня. В прошлом году получил серьезное ранение в ногу. Мне нужно было выдвинуться на другую позицию, была ночь, и шел дождь, как сейчас помню. Меня выследил снайпер, пуля насквозь пробила ногу выше колена. Потом были госпиталя в Луганске, Ростове-на-Дону и Москве. Но спасти ногу врачи не смогли. Пролежал в реанимации месяц, и каждый день мне делали операцию под общим наркозом. Врачи тогда мне сказали: впервые видят, как нога не заживает и продолжает отмирать. Видно, пуля была каким-то радиационным веществом покрыта или сердечник пули был радиоактивным. Делали пересадки тканей с другой ноги… Как-то ко мне в госпиталь приехали мои сослуживцы поддержать меня. Рассказывали, что в том бою им удалось в плен захватить трех украинских снайперов - и все женщины. Сейчас, как мне сказали бывшие сослуживцы в министерстве обороны, на подписи лежат списки на 25 тысяч военнослужащих, представленных к ордену Мужества. Там и моя фамилия есть, может, когда-то подпишут и военные чиновники, переборют волокиту".

Бои за Артемовск (Бахмут) и Соледар уже вошли в историю как самые тяжелые, которые повторили историю, когда в годы Второй мировой войны немецко-фашистские войска их захватили, а Советская армия потом их освободила и начала масштабное наступление.

"Встречаясь с ребятами из разных подразделений, которые прошли войну и, к сожалению, получившими различные увечья и ставшими инвалидами, осознаешь, что все органы власти должны им помогать, - поясняет Герой России подполковник в запасе Александр Полящий. - Это самая незащищенная категория граждан, которая попросту может сломаться. Их нужно социализировать, заранее готовить общество и привлекать их к делам, чтобы они понимали свою значимость в послевоенной жизни. Эти люди - герои, стержни, прошедшие современную войну не по учебникам и уставам, а на практике. Они должны знать, что им делать, и быть счастливыми. Многие возвратившиеся с фронта связывают свои будущие занятия в мирной жизни с опытом, полученным в боях. И мы все им должны помогать. Сегодня ты сражаешься за государство, а завтра оно должно за тебя биться. Это должно стать постулатом современной жизни".

"Мне не раз приходилось видеть, как маленький подросток, увидав мужчину без ноги, громко говорит маме или папе, чтобы она посмотрела на дядю без ноги. Но вместо того, чтобы сделать своему чаду замечание или объяснить, что так нельзя реагировать в общественном месте, они продолжают курить или разговаривать по телефону", - подытоживает свой рассказ Роман.

Комментарий

Константин Волощук, депутат Совета Южно-Кубанского поселения Динского района Краснодарского края:

- Мне, как бывшему военному, прошедшему вторую чеченскую компанию, хорошо известны проблемы, с которыми сталкиваются военные запаса, вернувшиеся с войны к мирной жизни. Например, многие прослужившие в частных военных компаниях никогда не пойдут на откровенный разговор с человеком, не прошедшим войну. Такие люди не должны замыкаться, им нужна поддержка, их нужно социализировать в обществе, привлекать к общественным делам, военно-патриотическому воспитанию молодежи и к спорту, а власть при этом не должна быть закрыта от народа. Мы стараемся помогать им найти себя в гражданской жизни, не думать, что они забыты государством и обществом, помогаем с работой. И здесь большая роль отводится не только органам власти, но и обществу. В пример могу привести свою команду, которая в прошлом году собрала 73 тонны гуманитарных грузов для подразделений в зоне СВО. Помогали бизнесмены, товарищи, неравнодушные люди и, конечно, власти Краснодарского края.