Руслан Гагкуев: РИО активно взаимодействует с сербскими историками
7 ноября в пресс-центре ТАСС студия социального кино "Вифсаида" при поддержке Фонда "История Отечества" представила общественности документальный фильм "Ошибка" полковника Эдвендсона" режиссёра Дениса Чуваева. Картина стала данью памяти советским воинам, погибшим 80 лет назад в районе сербского города Ниш в ходе провокации американской разведки.
"Этот фильм - это часть большой работы, которую фонд "История Отечества" и Российское историческое общество (РИО) проводят с сербскими историками, с сербским историческим сообществом по освещению общих страниц нашей истории, - подчеркнул председатель Правления РИО Руслан Гагкуев. - Когда на конкурс в направлении "Документальные фильмы" пришла эта заявка, мы отнеслись к ней с большим интересом. Не могу сказать, что мы знали об этом эпизоде, действительно, даже для специалистов по тематике Второй мировой войны это не самый известный эпизод. Посмотрев на него внимательно, увидев здесь перекликания с современной ситуацией, мы пришли к выводу, что его обязательно надо поддержать. Оценки экспертов были высокие".
Руслан Гагкуев констатировал, что "мы достаточно активно взаимодействуем и с историками Республики Сербия, и Республики Сербской". "В прошлом году в Восточном Сараево было образовано представительство РИО, - отметил он. - Сейчас прорабатывается вопрос о создании представительства Общества в Белграде. Мы надеемся, что инициатива получит успешное завершение. Мы рады видеть сербских коллег на наших научных мероприятиях, конференция и форумах".
По мнению продюсера фильма, председателя комиссии Общественного совета при Россотрудничестве по вопросам популяризации российской культуры, традиционных духовно-нравственных ценностей и патриотического воспитания Филиппа Кудряшова, провокация - это визитная карточка спецслужб США.
"Об этой истории я узнал около 10 лет назад, когда Российско-сербский гуманитарный центр (РСГЦ) установил памятный постамент на месте захоронения наших летчиков рядом с бывшим немецким лагерем для военнопленных, где были расквартированы части советских военных, - сообщил Филипп Кудряшов. - Важно, что именно сербы инициировали максимально широкое привлечение внимания к этой истории. Они старались как можно чаще говорить о ней, но до России их "голоса" не доходили. Я благодарен Фонду "История Отечества" за поддержку. Уверен, что благодаря нашему фильму об этих событиях смогут узнать очень многие".
Хронология трагедии достаточно точно восстановлена по материалам Центрального архива Министерства обороны России. 14 октября 1944 года сербский город Ниш уже был полностью освобожден от фашистов Народно-освободительной армией Югославии при поддержке советской авиации. 7 ноября осуществлялась передислокация подразделений 57-й армии Советского Союза из города Пирот в город Парачин. В 13:10 между городами Ниш и Алексинац нашу автоколонну неожиданно атаковали 27 американских истребителей "Лайтнинг".
В ответ с аэродрома в Нише в небо поднялись 9 советских Як-9, которые, несмотря на наличие опознавательных знаков Красной армии, также были обстреляны "союзниками", в результате чего завязался воздушный бой. Советские летчики во главе с капитаном Александром Колдуновым сбили до 7 самолетов нападавших. Наши потери составили от 3 до 4 самолетов. Атаки "Лайтнингов" прекратились лишь после того, как ведущий группы советских истребителей, рискуя быть сбитым, подстроился к ведущему эскадрильи американских истребителей и показал ему опознавательные знаки своего самолета. В ходе "инцидента" погибли 23 советских воина, в том числе генерал-лейтенант Григорий Котов.
Иосиф Сталин приказал немедленно провести расследование инцидента, предугадывая, что целью провокации американцев является внедрение в штабы советских армий англосаксонских наблюдателей под предлогом предотвращения подобных трагедий. Это предположение советского генералиссимуса нашло подтверждение в декабре 1944 года, когда посол США в Москве Уильям Гарриман, извинившись "за инцидент на Балканах", предложил "в целях избежания подобного в будущем" направить в штаб советских войск в регионе группу американских офицеров "для координирования действий". Сталин, естественно, отклонил столь щедрое предложение Вашингтона.
Руководство США и СССР не предавало произошедший инцидент огласке. Однако после войны маршал Сергей Бирюзов и генерал-лейтенант Арефа Блажей в своих мемуарах высказывали точку зрения, что налет американских войск носил провокационный характер.