Российские саперы разминируют освобожденные территории в зоне СВО

Группа инженерной разведки гаубичного артиллерийского дивизиона мотострелкового полка, как обычно, спозаранку выдвигается по маршруту - проверять пути подвоза личного состава, боеприпасов и продовольствия. Обстоятельства диктуют свои условия. Водителю приходится порой разминировать дороги, артиллеристу - вести огонь по беспилотникам... Взаимозаменяемость на фронте важна.

Российские саперы разминируют освобожденные территории в зоне СВО
© Российская Газета

На херсонском направлении тактика действий ВСУ меняется: теперь они чаще прибегают к дистанционному минированию, сбрасывают с БПЛА разного рода предметы со взрывчаткой: пакеты, пучки соломы, медицинские аптечки, фонарики, рюкзаки... Опытный глаз сержанта Петра Малышева различает в утренних сумерках изменения на местности. Не уступают ему в этом и рядовые Дмитрий Смирнов и Ригат Ризванов. Чутье подсказывает, когда подозрительный предмет сдернуть "кошкой", когда обезвредить накладным зарядом, а когда и приближаться к нему не стоит - лучше дать из автомата очередь с безопасного расстояния...

Таким же образом саперы действуют и на других направлениях СВО, ведут кропотливую работу по разминированию территорий. На днях группа инженерной разведки костромских десантников, например, несмотря на постоянное огневое воздействие, с помощью миноискателя и щупов обследовала городскую застройку. Обнаружили и обезвредили семь "подарков", вывезли их в лес и уничтожили накладными зарядами. Две мины, снаряд и FPV-дрон обезвреживать не стали, сделать это было невозможно, пришлось взрывать на месте.

"Противник активнее стал применять американские мины М18 направленного действия в управляемом варианте, - рассказывает командир саперного отделения сержант с позывным Хитрый. - В основном используют их там, где сами сидят. А когда отступают, естественно, бросают.

Эти мины обычно уничтожаем на месте, реже - обезвреживаем. Находим леску, все вокруг проверяем, чтобы без сюрпризов, аккуратно перерезаем лесочку и выкручиваем запал..."

Маскируя взрывчатку под безобидные с виду предметы, минируя ими местность, противник за результатами своей подлой работы старается вести наблюдение. В зоне ответственности артдивизиона, что на Херсонщине, это делается с помощью разведывательного квадрокоптера, повисающего метров в пятистах над землей. Если подрывов не происходит, вэсэушный пункт управления БПЛА сосредотачивается на поиске групп разминирования.

На счету артиллерийских батарей гаубиц Д-30 - уничтоженные орудия, минометы, бронетехника, живая сила, а также укрепленные позиции боевиков ВСУ

...Завидев перемещение российских бойцов, оператор дрона-разведчика передал координаты опытному FPV-воду. Тот детально расспросил, куда движется группа, изучил местность, разобрался, откуда лучше атаковать, учел даже направление ветра - чтобы шум винтов русские воины услышали в самый последний момент. Но... бойцы сработали на опережение. Только заслышав характерный звук, укрылись за стволами деревьев, а когда камикадзе показался в зоне видимости, открыли прицельный огонь, повредили пропеллер, дрон упал, взрывоопасный "сувенир" отскочил от корпуса, не взорвавшись...

Следом пришел черед разбираться с теми, кто управлял доставкой смертоносных игрушек из-за речки. Во взаимодействии с разведкой группировки "Днепр" с помощью "всевидящего ока" удалось выяснить, откуда взлетали дроны ВСУ. Координаты незамедлительно были переданы артиллерийскому расчету. Понадобилось два снаряда, чтобы сравнять пункт управления БПЛА с землей.

На счету артиллерийских батарей гаубиц Д-30 - уничтоженные орудия, минометы, бронетехника, живая сила, а также укрепленные позиции украинских боевиков. Один из последних случаев: не прошло и трех минут после выявления БПЛА "Суперкам" склада с вооружением ВСУ, как залпом двух орудий точным попаданием его разложили на молекулы...

Противник постоянно несет потери, не может толком передвигаться, подвозить боеприпасы, ротировать личный состав, и вынужден отступать. Расчеты Д-30 регулярно огнем прикрывают действия мотострелковых и штурмовых подразделений, уничтожая плановые и внеплановые цели.

"Наши орудия находятся на хорошо замаскированных огневых позициях, - рассказывает артиллерист рядовой Дмитрий Смирнов. - Для исключения обнаружения противником личного состава они связаны между собой ходами сообщений, оборудованы всем необходимым для выполнения боевых задач".

Но какие бы ни были позиции, солдат хорошо воюет, когда у него надежный тыл, когда родственники поддерживают его в ратном труде, когда государство создает условия, чтобы у родных и близких воинов было все благополучно. Благодаря льготам участников СВО дети военнослужащих бесплатно ходят в детские сады, кадетские школы, занимаются в секциях по плаванию, рукопашному бою, ездят в общественном транспорте, в первоочередном порядке поступают в вузы. Ригат Ризванов недавно улучшил жилищные условия - купил своей семье квартиру, Петр Малышев закрыл ипотечный кредит.