Новая война на Корейском полуострове: почему Сеул проиграет даже при американской поддержке
Ситуация на Корейском полуострове в очередной раз серьезно обострилась. Пхеньян взял курс на полный разрыв отношений с Сеулом. Причиной такой реакции стали южнокорейские беспилотники. Их засекали над столицей КНДР 8, 9 и 10 октября. С дронов разбрасывались листовки и пропагандистские материалы.
Ответ северокорейского руководства был стремительным и крайне жестким. Из конституции КНДР был исключен пункт о стремлении к объединению двух стран мирным путем. В основной закон внесены поправки, определяющие южного соседа враждебным государством.
Следом военные инженеры северян взорвали все автомобильные дороги и железнодорожные мосты, которые связывают две Кореи. Нельзя сказать, что эти магистрали – важные транспортные артерии. Их значение было скорее символическим.
Также поступила информация, что в Пхеньяне демонтирован монумент «Арка двух народов». Он олицетворял мечту о воссоединении севера и юга.
Кризис быстро перешел из политической плоскости в военную. Стало известно, что в ночь с 17 на 18 октября Пхеньян начал развертывание артиллерийских подразделений у южной границы. Сеул, в свою очередь, заявил об асимметричном ответе.
Обычно при обсуждении ситуации на Корейском полуострове эксперты и СМИ сразу же скатываются к ядерному сценарию. Между тем обе страны уже давно разработали концепции вооруженного противостояния, не связанные с применением специальных боеприпасов. Попробуем разобраться, как Сеул и Пхеньян будут действовать в случае начала масштабной войны.
Северные залпы
Еще в 1953-м, сразу после окончания войны, руководство Северной Кореи начало подготовку к будущему противостоянию с югом. Западные СМИ и экспертное сообщество многие десятилетия активно пропагандируют мнение, что именно Пхеньян готовится первым начать наступление и захватить Южную Корею.
Между тем, стратегия КНДР как раз преимущественно оборонительная. Более того, ставка сделана на недопущение эскалации и развертывания масштабной войны. Это достигается угрозой нанесения южанам тяжелых и невосполнимых потерь. На руку Пхеньяну играют географические, популяционные и экономико-промышленные особенности Корейского полуострова.
Значительная часть населения, промышленности, а также крупные городские агломерации обеих стран расположены близко к 38-й параллели, по которой и проходит граница. Причем, южане находятся в менее выгодной ситуации. Их крупнейшие мегаполисы Сеул и Инчхон – всего в паре десятков километров от демилитаризованной зоны.
На руку Пхеньяну играет и то, что боевые действия будут идти на полуострове. А значит, маневренные действия южан ограниченны с двух сторон Желтым и Японским морями. В сложившейся ситуации руководство КНДР сделало ставку на массированное применение артиллерии – как ствольной, так и реактивной. Пока южнокорейские и американские силы прорываются через инженерные укрепления демилитаризованной зоны, по агрессору будут непрерывно работать орудия.
В составе ВС КНДР более 30 артиллерийских и ракетных бригад. Их задача – с момента начала наступления войск Южной Кореи наносить удары на глубину до 100 километров. При этом плотность артиллерийского огня должна быть просто невероятной – фактически без перерывов, с максимальной скорострельностью. По оценкам, у северян достаточно материальных средств и боеприпасов, чтобы вести такой мощный огонь не одну неделю!
Разумеется, первыми целями для артиллеристов станут Сеул и Инчхон. Пхеньян вполне официально заявляет, что в случае агрессии оба мегаполиса будут просто стерты с лица Земли. Эти угрозы и являются одним из главных сдерживающих факторов в возможном противостоянии. В последние годы в Южной Корее неоднократно озвучивались планы нанесения ограниченных ударов по северянам с помощью авиации и крылатых ракет. Но возможный жесткий ответ со стороны Пхеньяна сразу остужал горячие головы.
На случай прорыва южнокорейских войск через демилитаризованную зону у северян развернут передовой армейский корпус из нескольких дивизий. Второе такое объединение дислоцируется в районе Пхеньяна.
Десантная охота
Командование ВС КНДР осознает, что Южная Корея будет делать ставку на высадку морских десантов. Сеул располагает потребным для этого флотом, причем очень серьезным. В частности, в его составе два универсальных десантных корабля (УДК), которые способны высаживать сухопутные подразделения как с моря, так и по воздуху.
В этой ситуации Пхеньян делает ставку на дизельные подводные лодки и опять-таки на артиллерию. В составе ВМС КНДР не менее ста(!) различных субмарин. Большинство из них – миниатюрные подлодки с ограниченными ресурсами, предназначенные действовать непосредственно у берега.
Точных данных о силах береговой артиллерии северян нет. Предположительно, это не менее пяти бригад, оснащенных артиллерийскими системами калибром от 76 до 152 мм.
Для отражения возможных морских десантов предназначены два армейских корпуса сухопутных войск КНДР. Правда, в их составе преимущественно бригады и дивизии пехоты, передвигающиеся на автомобилях. Бронетехники в этих двух объединениях не так уж много.
Пхеньян располагает большим количество батарей противокорабельных ракет (ПКР). Но на вооружении преимущественно устаревшие системы производства 1960-70-х годов.
Также у северян достаточно внушительный флот ракетных катеров. Но и они вооружены устаревшими советскими ПКР, которые не имеют шансов прорвать противоракетную оборону современных южнокорейских эсминцев, фрегатов и корветов.
Бросок на юг
Долгие годы Сеул, в случае начала войны, не имел возможностей преодолеть без крайне тяжелых потерь оборону северян. Ситуация начала меняться в 1980-е. Тогда на вооружение южан стали массово поступать современные истребители F-16 и F-15, а также крылатые и управляемые авиационные ракеты.
Позже южнокорейский ВПК начал выпускать современные самолеты собственной разработки, освоил массовое производство высокоточных средств поражения. По запасам таких вооружений Сеул занимает одно из первых мест в мире.
В настоящее время стратегия Южной Кореи базируется на нанесении превентивного массированного удара высокоточными средствами поражения. Его целями станут пункты управления артиллерийских частей и подразделений КНДР. Когда же артиллерия северян утратит управление, южнокорейские истребители-бомбардировщики и штурмовые вертолеты займутся ее уничтожением.
Далее в бой пойдут общевойсковые дивизии и бригады, задачей которых будет прорыв обороны в районе демилитаризованной зоны.
Одновременно, как сказано выше, ВМС Южной Кореи должны провести высадку морского десанта. В Сеуле осознают опасность подводных сил северян. Поэтому в последние годы операции по высадке с моря отрабатываются по довольно оригинальному сценарию.
В избранном районе южане создают количественный и качественный перевес в кораблях, оснащенных противолодочными средствами. Их задача – максимально быстро очистить район от мини-субмарин северян. Южнокорейские военные моряки знают, что ходовые возможности таких изделий крайне слабые. А оперативно восполнить потери будет очень сложно. И пока новые субмарины северян идут к месту вражеского десанта, южане проведут высадку сил, эквивалентных нескольким бригадам.
Ракетный козырь
Но в настоящее время ситуация на Корейском полуострове опять изменилась. За последние годы Пхеньян совершил ракетную революцию. На вооружении страны стоят тысячи баллистических ракет с различными тактико-техническим характеристиками.
Их главными целями становятся аэродромы и места хранения южнокорейского высокоточного оружия. Даже если Сеулу удастся нанести превентивный удар, последующие налеты будут под вопросом. На авиабазы обрушатся баллистические ракеты из Северной Кореи.
Пока в Сеуле не нашли способ противостоять ракетной угрозе. Южная Корея располагает современными средствами ПВО и ПРО. Но их не хватает для гарантированной защиты всех объектов от ударов возмездия. Не спасает ситуацию и решение США разместить на полуострове новейшие системы ПРО THAAD. Возможности этих изделий также не позволяют отражать массированные удары.