Морские мины, электричество и радио: российский хайтек XIX века

Асимметричный ответ позапрошлого столетия

Морские мины, электричество и радио: российский хайтек XIX века
© ТАСС

В XIX веке наличие мощного современного военно-морского флота у ведущих мировых держав было решающим для их существования. Завершились Наполеоновские войны, Европа испытывала промышленный и экономический подъем, выросло значение морских грузовых перевозок, которые надлежало защищать. Эскадры были готовы охранять берега своих государств с морского направления, содействовать сухопутным войскам в прибрежных зонах. Флот стремительно менял облик: на смену деревянным парусникам пришли стальные паровые корабли с толстой броней, орудия стали нарезными — точными и дальнобойными.

К середине XIX века российский флот начал уступать по техническому оснащению флотилиям западноевропейских стран. Это проявилось во время Крымской войны 1853–1856 годов, в которой коалиция Франции, Англии, Турции и Сардинии (Италии) выступила против России, обладая большим числом кораблей. Во вражеских эскадрах преобладали современные паровые и парусно-винтовые суда. Однако Российская империя применила асимметричный оборонительный ответ — новейшие морские мины.

По словам историков, к началу войны российские морские инженеры единственными в мире обладали как инновационным оборонительным оружием, так и опытом его применения. Весной 1854 года британо-французская эскадра отправилась в поход, намереваясь уничтожить малочисленные и технически более слабые русские силы и захватить Санкт-Петербург. Поход сопровождала мощная пиар-компания: британской эскадре прочили занятие российской столицы через три недели. Планы нарушили русские минные заграждения. За 1854–1855 годы для защиты фортов Кронштадта было выставлено свыше 1 800 морских мин конструкции шведского инженера Эммануила Нобеля (отца Альфреда Нобеля) и российского ученого и инженера Бориса Якоби, основоположника направления прикладной электрохимии. Хотя командованию союзных европейских сил было известно, что подступы к российским укреплениям защищены "адскими машинами" (так тогда называли мины), 8 июня 1855 года они попытались провести рекогносцировку. Первым на минах подорвался паровой фрегат с командным составом эскадры. Затем взрыв произошел у носовой части парохода, поспешившего ему на помощь, затем подорвалось еще два корабля. Интервенты, получив повреждения, остались на плаву из-за малой мощности и невысоко качества мин Нобеля. Однако психологический эффект оказался столь велик, что больше эскадра приблизиться к кронштадтским фортам не пыталась.

В бой вступают торпеды

Два десятилетия спустя в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 годов российский флот впервые в истории успешно применил в бою самоходные мины (сейчас их называют торпедами) Роберта Уайтхеда, австрийского инженера британского происхождения. По итогам Крымской войны России было запрещено иметь военно-морской флот на Черном море, и лишь в 1871 году благодаря усилиям блистательного дипломата Александра Горчакова была подписана Лондонская конвенция, отменяющая ограничения. Однако времени строить флот до начала нового намечающегося конфликта с Турцией не было. Тогда по предложению лейтенанта Степана Макарова, будущего адмирала и автора теории непотопляемости корабля, пароход "Великий князь Константин" был дооборудован до носителя минных катеров. Вооруженные самоходными минами Уайтхеда боевые единицы имели малый запас хода, однако на борту крупного корабля могли быть доставлены поближе к неприятельским базам.

В начале 1878 года русские торпедоносцы провели ряд атак на турецкие броненосцы, стоящие на рейде Батума. Ночью 25 января, воспользовавшись туманом, два катера подошли вплотную к неприятельским кораблям и дали залп. Раздался взрыв, и на дно вместе с экипажем отправилась канонерская лодка "Интибах". Винтовой пароход водоизмещением порядка 160 тонн не был ценным трофеем моряков-черноморцев, однако своей гибелью доказал эффективность нового оружия.

Кузница минеров — инновационный научный центр

После Крымской войны 1853–1856 годов, показавшей эффективность нового оружия, был образован Комитет по минам, но специализированного комплексного образования для офицеров-минеров в России не существовало. Ошибка была исправлена в 1874 году с открытием Минного офицерского класса, Минной школы для нижних флотских чинов, формированием учебного минного отряда для практических занятий. В брошюре "Краткий очерк истории Минного офицерского класса и Минной школы Балтийского флота в Кронштадте. 1874–1908" рассказывается, что слушателям читался как общий курс про электричество, гальванизм и магнетизм, так и специализированные дисциплины о различных морских минах, химии и взрывчатых веществах. Большое внимание уделялось практике. Затем выяснилось, что принимаемые для обучения военнослужащие не всегда имеют достаточное базовое образование, поэтому руководством были введены подготовительные математические и механические курсы. С появлением на вооружении военно-морского флота торпед Уайтхеда с ее сложными механизмами были организованы отдельные курсы по новому оружию и практика с ним.

Стремительное развитие военных технологий требовало изменений в обучении. Так, в 1886 году при Минной школе появился класс по подготовке специалистов по электрическому освещению, так как оно начало широко распространяться на боевых кораблях. В начале XX века флот начал оснащаться радиостанциями — беспроволочным телеграфом, поэтому в 1904 году школа обзавелась классом телеграфистов. Устраивались повторные курсы для закрепления полученных знаний, а также рассказа про новинки морских вооружений.

В 1913 году в Минном офицерском классе открылось электромеханическое отделение.

К 1908 году список изучаемых в Минном офицерском классе дисциплин был весьма внушителен: практическая физика с математикой и механикой, электростатика и магнетизм, электротехника постоянного и переменного тока, минное и подрывное дело, химия, взрывчатые вещества, радиотелеграфия. Изучались также минные суда и подлодки, тактика их действий, теория непотопляемости.

Колыбель радио

В 1883 году в Минный офицерский класс поступил на должность лаборанта Александр Попов, впоследствии начавший преподавать теорию электричества и электротехнику. Здесь будущий изобретатель радио проводил научные исследования и эксперименты с электромагнитными волнами, а в мастерских учебного заведения сконструировал свои приборы. 7 мая 1895 года в Санкт-Петербургском университете Попов продемонстрировал работу приемника и передатчика.

С 1897 года Попов проводит эксперименты по связи между кораблями, получив дальность передачи сообщений до 5 км, а затем до 150 км. В том же 1897 году изобретатель обнаружил, что радиосвязь между двумя станциями невозможна, если на прямой линии между ними находится крупный металлический объект (к примеру, корабль). Тогда практического применения новому явлению не нашлось, однако позднее оно положило начало принципам радиолокации.

В 1900 году усилиями Попова в Кронштадте была создана первая в стране мастерская, производящая приемо-передающую аппаратуру и ставшая основой отечественной радиопромышленности. К 1904 году в военно-морском флоте применяются 75 радиостанций системы Попова. В то же время с началом Русско-японской войны 1904–1905 годов потребовалось насытить флот связной аппаратурой, поэтому закупаются радиостанции Маркони, "Телефункен" и другие.

Ученый и изобретатель преподавал в Минном офицерском классе до 1901 года, после чего занял место профессора Электротехнического института (ныне — Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ").

Сегодня

Преемником Минного офицерского класса считается Военный институт (дополнительного профессионального образования) Военного учебно-научного центра Военно-морского флота РФ "Военно-морская академия". Как и полтора века назад, учебное заведение осуществляет дополнительную подготовку морских офицеров. Большое внимание уделяется практическим занятиям на многочисленных современных тренажерах. Преподают в Военном институте офицеры флота с практикой службы и академическим образованием — многие имеют ученые звания и степени. Продолжая традиции, заложенные в XIX веке, ведется научно-исследовательская и научно-техническая деятельность.

Виктор Бодров