Войти в почту

Киев прижал Словакию к "трубе": Фицо не даст оружия - отключим газ. Братислава задумалась

Словакия и Украина достигли предварительной договоренности о совместном создании нового энергетического хаба. Об этом заявили премьер-министры обеих стран в ходе прошедшего в Ужгороде очередного раунда правительственных переговоров.

Киев прижал Словакию к "трубе": Фицо не даст оружия - отключим газ. Братислава задумалась
© Свободная пресса

Сначала премьер-министр Словакии Роберт Фицо сообщил, что Киев заинтересован в использовании созданной на своей территории инфраструктуры для транзита нефти и газа, а затем эту информацию подтвердил и премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.

«Договорились о создании восточноевропейского энергетического хаба, который имеет целью использование наших газовых хранилищ», – сказал он, уточнив, что Украина совместно со Словакией уже реализует проект по модернизации электрического интерконнектора «Мукачево — Вельке Капушаны», завершение которого ожидается к концу 2028 года.

Понятное дело, что после того, как Украина наотрез отказалась подписывать какие-либо новые контракты с «Газпромом», Словакии прямо-таки кровь из носу необходимо сохранить поступление российского газа в страну через Украину. И ради этого Роберт Фицо, как нормальный политик, готов идти на поклон даже к черту лысому.

Потому что если не будет российского газа, словакам придется искать его где-то на стороне, а это очень непростая, и главное – очень дорогая, история.

Во-первых, этот нероссийский газ будет на 100% сжиженным. Во-вторых, его стоимость окажется точно выше, чем готовы заплатить за него страны Азии. В-третьих, его еще нужно будет пригнать в какую-то прибрежную страну, например, в Хорватию или Италию, заплатить ей отдельно за приемку, отдельно ­– за переработку, отдельно – за транспортировку газа в Словакию. Мало того, что в итоге конечная стоимость такого газа для Словакии окажется прямо-таки золотой, и внутренние тарифы сразу подскочат до небес, так его еще надо где-то найти, а это отдельная эпопея, потому что весь газ для Европы давно расписан и лишнего просто нет.

В данном случае в роли лысого черта выступает хитромудрый, прибегнем к литературно приемлемым аллегориям, киевский режим, поэтому Фицо не придется платить кровавую цену за договор. Однако кое-чем другим Словакии (да и все Европе) поступиться все же придется.

- Под этой предварительной договоренностью о создании некоего совместного восточноевропейского хаба, с одной стороны, может заключаться попытка просто перенести точку перехода прав на российский газ, – поделился с «СП» своей точкой зрения на происходящее ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

- Например, может появиться некое совместное украино-словацкое юридическое лицо, которое с 2025 года сможет бронировать мощности по прокачке газа через газотранспортную систему (ГТС) и подписывать соответствующие договоренности с «Газпромом», который по-прежнему будет гнать ресурс в Словакию, как и раньше, но тогда чисто с формальной точки зрения через Украину пойдет уже не российский, а чей-то другой, в данном случае – словацкий, газ. По аналогии с тем, что сделали венгры с «лукойловской» нефтью – просто перенесли точку перехода прав на русско-белорусскую границу, и все.

«СП»: Но появление любого посредника в этой отлаженной за десятилетия схеме все равно приведет к некоторому удорожанию ресурса. Неужто словаки этого не понимают?

- В том-то и дело, что прекрасно все понимают, европейцы вообще-то не дураки, но положение-то абсолютно безвыходное. Словакия, видимо, готова к некоторому повышению стоимости российского газа при таком раскладе, а вслед за ней, вероятно, раскошелится готовятся и австрийцы.

«СП»: В чем расчет самой Украины? Никто ведь не поверит, что Киев из чистого альтруизма и любви к Евросоюзу будет в эти игры играть?

- Во-первых, украинцы просто хотят извлечь максимальную экономическую выгоду от транзита российского газа.

Во-вторых, Киев получает в свои руки прекрасный механизм для шантажа уже европейцев. Если венгры, затем словаки, а за ними – австрийцы и так далее будут таким образом переносить точки перехода прав на нефть и газ на российские границы, следуя в фарватере «упёртости» Украины относительно углеводородов «российского происхождения», киевский режим может выдвигать им абсолютно любые условия – от высоких тарифов на транзит до обязательного оказания дополнительной экономической или военной помощи.

Мол, хотите транзита через нашу ГТС, тогда давайте нам денег на модернизацию трубы, например, которая, к слову, 50 лет уже не модернизировалась вообще никак, и сколько по факту еще прослужит – вопрос интересный.

«СП»: Почему Европа добровольно соглашается на такой экономический мазохизм?

- Я уже говорил, что положение-то безвыходное может сложиться для той же Словакии или Австрии. Россия 50 лет доставляла буквально к порогам европейских стран дешевый энергоресурс. Они рады бы и дальше им пользоваться, но Украина ни в какую не хочет заключать какие-либо новые контракты с «Газпромом», которого сама же сознательно и демонизировала долгие годы. Поэтому европейцы понимают, что Украина выкрутит им руки обязательно.

Например, Украина может таким образом пытается «втюхать» Европе абсолютно уже не нужные самому Киеву подземные газовые хранилища. Понятно, что полноценно покупать их европейцы вряд ли будут, потому что в Европе-то уже своих полным-полно, но какой-то долгосрочный договор на пользование своими ПГХ Украина может попытаться продавить под соусом «мы сохраним транзит российского газа в Европу только при условии бронирования конкретных мощностей хранения на нашей территории».

Поэтому-то, кстати, Словакия и медлит. На уровне премьер-министров достигнута пока только предварительная договоренность о создании хаба, а для того, чтобы это реально заработало, требуются реальные договоры коммерческих компаний между собой, а их пока нет. Но Киев все еще надеется что-то кому-то «втюхать» свой чемодан без ручки.

«СП»: А для нас все эти «европейские шмыгания» Шмыгаля вокруг украинской ГТС играют какую-то роль?

- В свое время мы предлагали Украине выкупить ее газотранспортную систему, но она отчего-то уперлась рогом, заявив, что их ГТС – это чуть ли не главный «символ незалежности» страны. И это, надо сказать, внесло немалую лепту в начало СВО. Продал бы Киев нам свою ГТС вовремя – глядишь, и военного конфликта сейчас не было бы. Вон Минск - свою ГТС сдал, и все у Белоруссии в порядке: и налоги они получают, и преференции всякие, и скидки на газ.

Но Киев тогда отказался, а сейчас по факту вся украинская ГТС уже никому и даром не нужна. Такими темпами, если не будет контрактов на ее использование, она просто превратится в безмолвный памятник советской эпохе.

Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».