Ректор МГТУ ГА Елисеев: Чтобы беспилотники летали, их надо обслуживать на земле
Производство дронов в России должно увеличиться в десять раз. Такая поставлена задача. И речь не только о военных: коптеры все серьезнее заявляют о себе в делах сугубо гражданских. От производства и сельского хозяйства до рекламы и развлечений. Планируется, что к 2030 году беспилотная отрасль будет включать не менее 1 млн человек. Каких специалистов ждут, какие компетенции им нужны? Об этом говорим с ректором Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) профессором Борисом Елисеевым.
Борис Петрович, одна из важных программ подготовки в МГТУ ГА касается противодействия несанкционированным полетам дронов. Радиоэлектронная борьба как никогда в повестке дня?
Борис Елисеев: Бесспорно. Как и спуфинг, подмена навигационного сигнала ложным. Университет готовит специалистов, которые могут все это распознавать и ставить защиту. К слову, по данным рабочей группы по спуфингу организации OpsGroup, в мире сегодня в среднем 1500 рейсов в день подвергаются спуфингу. Проблема огромная и нужны профессионалы, которые способны ее эффективно решать.
Да, в Институте повышения квалификации и аттестации кадров МГТУ ГА разработаны и утверждены две принципиально новых, в рамках дополнительного профобразования, программы: подготовка руководителей и специалистов по сертификации авиатехники гражданской авиации организаций-разработчиков и изготовителей БАС и БВС, а также подготовка по организации противодействия несанкционированному выполнению полетов БВС над охраняемыми объектами (территориями). Мы обучаем практическим навыкам эксплуатации средств радиоэлектронной борьбы.
Ваш вуз первым в России начал системную подготовку инженеров для беспилотников. И когда первый выпуск?
Борис Елисеев: Состоялись несколько наборов. В следующем году выпустим первых по программе среднего профобразования. А через год - первую группу бакалавров по профилю "Эксплуатация беспилотных воздушных судов". Плюс студенты получат свидетельство на право пилотирования и управления БВС. Число желающих учиться растет: в этом году приняли на профиль почти в два раза больше, чем в прошлом.
Вуз продолжает подготовку операторов и инструкторов для беспилотников массой до 30 кг. Есть программа по обучению внешних пилотов для дронов, используемых в сельском хозяйстве. В рамках экспериментального правового режима - программа по обследованию зданий и сооружений с помощью беспилотных систем. В октябре рассчитываем запустить программу по управлению и эксплуатации малых беспилотников для поисковых и спасательных работ. Один из ведущих российских банков безвозмездно передал университету шесть таких дронов. Так что спектр подготовки расширяется, "обрастает мясом".
Справочный вопрос: "дроны" это в обиходе. А официально все квадро-, мульти- и прочие коптеры, беспилотные аппараты самолетного и вертолетного типа - это БАС и БВС. В чем разница между ними?
Борис Елисеев: Поясню. БВС - собственно воздушное судно, управляемое пилотом вне его борта. А БАС - беспилотная авиационная система, состоящая из взаимосвязанных элементов: включает одно или несколько БВС, средства управления и контроля, площадки для взлета и посадки.
Скажите, зачем нужны программы допобразования для эксплуатации беспилотников, если уже есть высшего и среднего профессионального?
Борис Елисеев: Программы высшего образования - это профили, созданные вузами самостоятельно на базе основных образовательных программ. И таких вузов пока единицы. Колледжи, в том числе филиалы МГТУ ГА, реализуют программы по стандарту Минпросвещения.
Фото: МГТУ ГА
Но есть специфика подготовки авиаперсонала именно для гражданской авиации. Закрытый его перечень утверждается приказом министра транспорта в соответствии с Воздушным кодексом. Такая подготовка ведется только в авиационных учебных центрах, деятельность которых определяется федеральными авиационными правилами, а сертификат выдается Росавиацией.
Особые требования к оборудованию, условиям обучения?
Борис Елисеев: И не только. Специальными знаниями должны обладать и сами преподаватели учебного центра. Мы отвечаем на запросы рынка труда. И наша учебно-производственная тренажерная база позволяет это сделать очень оперативно. Обучить работе с конкретным типом дрона, выполнять точечные задачи. Это главное. А вообще, в АУЦ МГТУ ГА сегодня реализуется 151 программа дополнительного профобразования.
Беспилотная отрасль развивается стремительно. И ведущий университет гражданской авиации просто обязан не отставать. Поэтому не только открываем новые программы, но и наращиваем материально-техническую базу. Это, помимо самих машин, большое количество "умных"тренажеров, устройств виртуальной реальности. Видели наш технопарк? Более 40 тренажеров пилотирования, трасса для тренировок в дрон-рейсинге, лабораторные стенды для ремонта и диагностики неисправностей летательных аппаратов… Спасибо, Росавиация, наш учредитель, поддерживает все инициативы вуза.
Кстати, сам университет недавно получил сертификат эксплуатанта на право проведения авиаработ с использованием беспилотников. Это позволяет выполнять государственные и коммерческие заказы: от воздушного патрулирования трубопроводов и линий электропередач, контроля за ледовой обстановкой до лесоохраны и, разведки косяков рыбы.
Какие перспективы?
Борис Елисеев: МГТУ ГА подготовил пакет документов для получения сертификата по техническому обслуживанию гражданских воздушных судов взлетной массой менее 5700 кг. Они скоро станут беспилотными. Не за горами внедрение в коммерческий оборот "тяжелых" БВС. Поэтому необходим центр по их техническому обслуживанию.
Недавно университет подписал соглашение о сотрудничестве с известным отечественным разработчиком перспективных беспилотников. Его флагманский проект - электрический самолет вертикального взлета-посадки Ecolibri eVTOL. Цель - объединить наши усилия в совместных научных исследованиях, в развитии сети учебно-тренировочных центров.
Мы всегда стараемся просчитывать наперед. Конкретный пример. Как я уже говорил, вуз готовит операторов дронов массой до 30 кг. Однако посадочная площадка, построенная для этого в нашем филиале в подмосковном Егорьевске, предназначена для проведения практических занятий с беспилотниками до 2,5 тонн. Что это значит? Когда начнем готовить авиаперсонал для "тяжелых" аппаратов, не нужно будет открывать новую. Все есть.
Фото: МГТУ ГА
Сейчас обсуждается проект программы обучения внешних пилотов для управления дронами более 30 кг. Ведь это совершенно новая категория авиаторов?
Борис Елисеев: Уверен, институт внешнего пилота ждет серьезное развитие. Есть федеральные авиационные правила, которые устанавливают требования ко всем категориям авиаперсонала. Включая и внешних пилотов. Последние изменения внесены в феврале. Внешний пилот, управляющий такой техникой, должен иметь отменное здоровье, отличную теоретическую и практическую подготовку. Должен знать не только аппарат с технической стороны, но и воздушное законодательство, порядок ведения радиосвязи, основы воздушной навигации, аэродинамики, метеорологии.
Есть профстандарт?
Борис Елисеев: Есть. Он утвержден приказом Минтруда в 2023 году. Но скоро может стать не очень актуальным.
Почему?
Борис Елисеев: Совет ИКАО 18 марта 2024 года принял первое издание части IV Приложения 6 к Конвенции о международной гражданской авиации, содержащее Международные стандарты и Рекомендуемую практику по эксплуатации воздушных судов. Четвертая часть так и называется: "Международные полеты. Дистанционно пилотируемые авиационные системы". Она содержит исчерпывающую информацию для организации работы, в том числе подготовки внешних пилотов. Эти документы будут введены 26 ноября 2026 года.
Мы внимательно изучаем нормативные документы ИКАО. Сразу совершенствуя свои. Как только будут внесены изменения в национальное законодательство, а главное, в гражданском обороте массово появятся сертифицированные беспилотники "серьезной" весовой категории и тренажеры к ним, сразу откроем соответствующую подготовку. Прежде всего в системе дополнительного образования.
А пассажиров на беспилотных воздушных судах будут перевозить? Говорят много, но пока звучит как фантастика.
Борис Елисеев: Идут дискуссии. Кстати, не могу не отметить очень конструктивные обсуждения на полях недавнего Дальневосточного экономического форума, которые были посвящены гражданской авиации. И беспилотной в особенности. Кроме того, лично для меня много интересного открыл масштабный проектно-образовательный интенсив "Архипелаг-2024", который прошел на Сахалине и тоже был посвящен беспилотью.
Вы же дальневосточник? Корни оттуда.
Борис Елисеев: Оттуда. Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, - места, где я родился, учился, работал.
Ключевой вопрос
Борис Петрович, МГТУ ГА внесен в реестр ИКАО. Диплом вуза по-прежнему признается международными организациями гражданской авиации?
Борис Елисеев: Да, вуз в реестре ИКАО. Ничего не изменилось. И число иностранных граждан, поступающих к нам, только растет. Санкции мало влияют на желание молодежи получить отличное профессиональное образование для работы в авиации. В этом году к обучению приступили более 100 студентов и курсантов из 48 стран мира. Впервые из Габонской и Тоголезской республик, Многонационального Государства Боливия, Республики Зимбабве.
Нынешний прием, как говорят, побил все рекорды университета прошлых лет?
Борис Елисеев: И, не скрою, гордимся этим. В МГТУ ГА сейчас без малого 11 142 студентов и курсантов в Москве, а также шести филиалах по России. На первый курс поступили 3129 человек. Особая наша забота сейчас - авиационно-технический колледж в Рыльске. С учетом непростой ситуации в Курской области занятия для 800 обучающихся проводятся там дистанционно. Университет оказывает необходимую методическую помощь. Выпускной курс готовится к практике, есть договоренности с десятком авиапредприятий, которые ждут курсантов. На добровольные пожертвования наших сотрудников - москвичей закуплены и переданы в Рыльск 74 планшета для преподавателей и курсантов.