Войти в почту

«Ростех» может создать новую беспилотную машину разминирования на базе «Вепря»

«Ростех» рассматривает возможность создания робота-сапёра на базе бронированной машины разминирования БМР-3МА «Вепрь», заявили в пресс-службе компании. В релизе отмечается, что у корпорации уже есть успешный опыт разработки систем подобного типа. Сейчас «Вепри» применяются для обезвреживания сельхозугодий ДНР, сообщили в корпорации. Ранее машины этого класса были задействованы для уничтожения мин в Волновахе и Мариуполе. По словам аналитиков, внедрение беспилотных технологий позволит обезопасить работу сапёров.

Госкорпорация «Ростех» рассматривает возможность создания на базе бронированной машины разминирования БМР-3МА «Вепрь» беспилотного комплекса. Об этом говорится в Telegram-канале компании.

«Вепрь» строится на базе танка Т-90. Когда эта машина выходит на работу, она движется в авангарде колонны, а значит, подвергается наибольшей опасности... Для защиты экипажа машина оборудована повышенной защитой, в том числе динамической. Рассматривается также возможность создания полностью беспилотного комплекса. Опыт разработки роботизированного сапёра в корпорации есть», — указано в релизе.

В компании напомнили, что ранее холдинг «Высокоточные комплексы» (входит в «Ростех») разработал беспилотную машину гуманитарного разминирования МГР-4 «Шмель» на базе многофункционального мини-погрузчика ANT 1000.

Комплекс хорошо себя показал на испытаниях, продемонстрировав высокую стойкость к повреждениям, отмечают в «Ростехе». В эфире программы «Наш Краш» (медиапроект «Ростеха») сообщалось, что «Шмель» может выдержать минимум два подрыва на пехотных минах мощностью 200 г каждая в тротиловом эквиваленте.

В апреле этого года стало известно, что «Шмель» получил новый усовершенствованный трал, который упрощает транспортировку машины и позволяет более эффективно обезвреживать противопехотные мины, в том числе малогабаритные «Лепестки».

«Прокладывает среди мин безопасную дорогу»

Напомним, «Вепрь» разработан и производится на «Уралвагонзаводе». Изначально он создавался на базе танка Т-72 и выпускался под индексом БМР-3М, однако затем для унификации бронетанковой техники было решено производить машины на основе Т-90 (БМР-3МА).

Главное предназначение БМР-3М и БМР-3МА — разведка, преодоление и разминирование минных полей. Ширина создаваемых тралом проходов позволяет передвигаться по ним танкам, БМП и БТР.

По данным из открытых источников, версия БМР-3М в противоднищевых минных полях создаёт сплошной проход шириной 3,2 м при минах с контактным взрывателем.

При обезвреживании противогусеничных минных полей «Вепрь» прокладывает две безопасные колеи шириной по 800—870 мм, между которыми остаётся неразминированное пространство шириной 1620 мм.

Применяемая с тралом электромагнитная приставка позволяет обезвреживать мины с неконтактными магнитными взрывателями в радиусе до 4 м от БМР-3МА. Для противодействия взрывным устройствам с дистанционным подрывом на «Вепре» установлен генератор радиопомех, излучающий сигнал в нескольких диапазонах.

Экипаж БМР состоит из двух человек: механика-водителя и командира. Кроме того, в боевом отделении машины имеются места для перевозки десанта из состава сапёрных подразделений. Помимо трала, «Вепрь» также оснащается дистанционно управляемой зенитно-пулемётной установкой с 12,7-мм пулемётом «Корд».

Для защиты от кумулятивных реактивных гранат и противотанковых управляемых ракет на БМР-3МА размещены элементы динамической защиты и система постановки дымовых завес.

При обезвреживании полей машина подвергается опасности не только снизу, где взрываются мины, но и сверху, откуда может прилететь, например, ударный беспилотник. По этой причине после начала СВО на «Вепри» стали устанавливать дополнительные защитные решётки («мангалы»).

В 2022-м «Вепрь» применялся для разминирования Волновахи и Мариуполя. Как сообщили в «Ростехе», сейчас БМР-3МА используется для очистки сельхозугодий ДНР от взрывоопасных предметов.

«С помощью специального трала, двигаясь со скоростью 5—12 км/ч, она (машина разминирования. — RT) прокладывает среди мин безопасную дорогу, по ширине как раз подходящую для прохода бронированной, специальной и гражданской техники. После работы БМР-3МА в поле выходят сапёры для зачистки местности при помощи щупов и миноискателей. Взрывоопасные предметы, которые нельзя извлечь, уничтожают на месте», — говорится в релизе компании.

По словам аналитиков, военные положительно отзываются о возможностях «Вепря».

«Эта машина зарекомендовала себя очень хорошо. Она может выполнять широкий спектр задач с точки зрения разминирования различного типа взрывчаток и различной мощности мин. При этом «Вепрь» достаточно устойчив к взрывам и позволяет обезвреживать обширные площади за счёт большого запаса хода. Только хорошие отзывы слышны о данной машине», — пояснил в беседе с RT военный обозреватель Александр Бутырин.

Роботы вместо людей

Стоит отметить, что у российских сапёров уже есть опыт применения беспилотной техники. В частности, в войсках уже не первый год используется многофункциональный робототехнический комплекс разминирования «Уран-6», который был разработан сотрудниками Специального конструкторского бюро МО РФ.

Как отмечают в «Рособоронэкспорте», «Уран-6» выполняет траление основных типов противопехотных и противотанковых мин, взрывных устройств и неразорвавшихся боеприпасов на территории, покрытой густой растительностью и засорённой промышленными отходами, с эффективностью 98%.

Об использовании «Урана-6» для разминирования сирийской Пальмиры сообщалось ещё в 2016 году. Применяются эти комплексы и в ходе СВО. Так, в апреле этого года Минобороны РФ сообщило, что сапёры 1-го армейского корпуса Южной группировки войск задействовали «Ураны-6» для разминирования Авдеевки.

Аналитики полагают, что создание беспилотных систем, в том числе в области разминирования, является сейчас одним из основных трендов в оборонной промышленности.

«Общая тенденция состоит в том, чтобы убрать с потенциально опасных участков людей и поставить туда вместо них роботизированные комплексы. В подобных беспилотных машинах разминирования тоже есть необходимость, поэтому они идут чуть ли не в первом эшелоне. Если беспилотная машина подорвётся на мине, то оператор не пострадает. В этом основной смысл создания робота», — заявил в разговоре с RT подполковник запаса Олег Шаландин.

Востребованной разработку беспилотного «Вепря» считает и Александр Бутырин.

«Такая машина нужна. Специальная военная операция продемонстрировала, что беспилотные машины не только в воздухе, но и на суше, и на воде очень нужны. «Вепрь» в беспилотном варианте можно будет использовать в ходе боевых действий — при штурме того или иного участка он будет расчищать минное поле, что позволит штурмовой группе идти дальше», — резюмировал эксперт.