Войти в почту

Худой мир: почему США хотят заморозить украинский конфликт

В США ищут замену Зеленскому. Вместо него хотят поставить «более управляемую и менее коррумпированную фигуру», заявила Служба внешней разведки России. По данным СВР, Штаты ставят на Арсена Авакова, который станет «президентом мира». Миру с Россией служит и... наступление ВСУ на Курск: Украина хочет запугать население РФ, чтобы создать внутренний запрос на переговоры. Какой мир и на каких условиях хотят предложить Штаты? Какие условия подойдут нам?

Худой мир: почему США хотят заморозить украинский конфликт
© Вечерняя Москва

Власти США прорабатывают варианты замены Владимира Зеленского, заявила Служба внешней разведки России.

«По поступающим в СВР данным, в американской элите растет недовольство Зеленским. Как в Демократической, так и в Республиканской партии все громче звучат голоса тех, кто выражает сомнения в «целевом расходовании миллиардов долларов военной помощи», которую получает Киев. Зеленский предпринимает безумные шаги, угрожающие выходом эскалации далеко за пределы Украины», — говорится в сообщении пресс-бюро СВР.

По данным спецслужбы, администрация США предполагает развернуть мощную информационную кампанию по дискредитации Зеленского, чтобы вынудить его покинуть пост, а также ищет замену главе киевского режима, которая устроила бы большинство западных союзников. В качестве наиболее подходящей кандидатуры рассматривается бывший министр внутренних дел Арсен Аваков.

«К «сильным сторонам» Авакова американцы относят его тесные связи с украинскими националистическими формированиями и сохраняющиеся у него контакты с лидерами европейских стран», — уточнили в пресс-бюро СВР.

Как полагают в Белом доме, эта перестановка позволит Западу лучше подготовиться к возможному началу переговоров с Россией по урегулированию украинского конфликта, заключается в сообщении. Итак, о чем это?

— Совпали сразу несколько факторов. Первый — стало окончательно ясно, что Украина не может ни выиграть, ни свести военный конфликт вничью — по крайней мере на поле боя, — пояснил военный эксперт, член Лиги военных дипломатов Игорь Забелин. — Украине не хватает современной военной техники и боеприпасов. Их нет физически: на Западе выгребли все склады, а то, что есть, нужно самим. Но главное — Украине не хватает людей. Даже год назад, подготовив примерно стотысячную наступательную армию, ВСУ не смогли сделать ничего. Сейчас для вторжения в Курскую область они смогли подготовить лишь 12 тысяч бойцов — четыре бригады. И тоже не сделали ничего. ВСУ не могут ни наступать, ни держать позиции, потому что почти все подготовленные военные погибли, остались в основном «мобики» (мобилизованные. — «ВМ»), которые воевать не умеют и не хотят. Второй фактор: США и Западу в целом надо освободить ресурсы для конфликта на Ближнем Востоке и Тихом океане — с Ираном и Китаем. Эти регионы для них значительно важнее Восточной Европы. Ведь если не «усмирить» Иран, тот сбросит Израиль в море, и у Запада в этом важнейшем регионе, где нефть и транзитные пути с Востока на Запад и обратно, не останется ни одного союзника. Если не «усмирить» Китай, его экономика и растущая военная сила превратят страну из глобального игрока в мирового гегемона. Поэтому от войны на Украине надо отказаться — есть дела значительно важнее.

Политолог Григорий Савельев назвал и третий, внутриукраинский фактор.

— Срок полномочий Зеленского закончился, и если заключать мир, то нужно проводить выборы. Очевидно, что Зеленский их не выиграет, — пояснил эксперт. — Он никогда не объяснит избирателям «а зачем все это было»: сотни тысяч трупов и инвалидов, разрушенные города, уничтожение экономики, если страна не победила. Может, тогда надо было в марте 2022-го в Стамбуле договориться и вообще не воевать? Оставить России Крым, Севастополь, Донбасс и жить дальше мирно. Ведь сейчас-то потеряно куда больше! Любой кандидат, публично рассуждая подобным образом, выиграет у Зеленского выборы. Не смог победить русских, проиграл, погубил людей — уходи. Плюс велика вероятность, что наши руководители просто не сядут с Зеленским за стол переговоров. На него ведь возбуждено уголовное дело, он подозревается в военных преступлениях. Так о чем с ним говорить? К тому же он сам переговоров не хочет и себе собственным указом запретил. В общем, для переговоров о мире нужен кто-то новый. Пусть и неоднозначная, но приемлемая для России фигура.

При чем тут Курск?

Наступление ВСУ на Курскую область, как считают эксперты, это как раз подготовка Украины к переговорам, причем на выгодных для себя условиях. Как сообщил генерал-майор Апти Алаутдинов, ВСУ планировали захватить город Курчатов — в 57 километрах от границы. А в Курчатове, как известно, находится Курская АЭС. Зачем она ВСУ?

— Тут все очевидно. Украина предложила бы обменять Курскую АЭС на Запорожскую, которую сейчас контролирует Россия. Ведь Запорожская, я напомню, крупнейшая АЭС не только на Украине, но и в Европе. Это очень хороший актив, дойная корова. Если учесть, что примерно половина генерирующих энергетических мощностей Украины выбита, что даже электроэнергию она теперь не продает в Европу, а как раз закупает, то Запорожская АЭС ей необходима просто позарез, — пояснил кандидат экономических наук преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — И Россия бы, конечно, на обмен АЭС согласилась.

Григорий Савельев, в свою очередь, считает, что наступление в Курской области, а также усиление обстрелов Белгорода, беспилотники, запускаемые ВСУ на Воронеж, — тоже подготовка к переговорам.

Украина хочет, чтобы в российском обществе сформировалось и укоренилось настроение «нам надоело, устали, хватит». Ведь одно дело, когда на фронте сражаются профессиональные военные и контрактники, получающие зарплату на уровне топ-менеджеров, а другое дело, когда ВСУ приходят в ваш дом. Или когда их «подвиги» на российской земле показывают по ТВ, т.е. ощущение войны в вашем доме приходит из телевизора, — пояснил эксперт. — Украина хочет сформировать запрос на переговоры со стороны российского общества. Ведь пятая колонна — либералы «сбежали с фронта», уехали из России. Они лишились СМИ, их влияние на принятие решений резко снизилось. Значит, нужно «качать народ», запугивать, убеждать в необходимости скорейшего мира. По сути наступление в Курской области — такая «психическая атака», чтобы русские испугались.

Что нам предложат

Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ, политолог, напомнил переговорные позиции России и Украины, которые высказывались ранее.

— Зеленский заявляет, что Россия должна отвести свои войска за границу на 1991 год и разговор нужно вести только о размере репараций, — рассказывает эксперт. — Наш президент говорит о том, что Украине следует признать переход в российскую юрисдикцию шести бывших украинских регионов — Крым, Севастополь, ЛНР, ДНР, Херсонская и Запорожская области. Причем в их границах в составе Украины. Таким образом, нужно вывести войска из Запорожья и Херсона. Также Украина должна гарантировать свой нейтральный статус, т.е. невступление в НАТО, и ограничить численность вооруженных сил. По сути Украина должна пойти по пути Австрии. Напомню: в 1955 году СССР вывел оттуда свои войска в обмен на нейтральный статус. И Австрия, кстати, до сих пор нейтральна. Но Украина, очевидно, посчитает такой результат переговоров поражением и на него, скорее всего, не пойдет. Точнее, не пойдут Штаты. Плюс, я думаю, нас будут склонять к тому, чтобы разграничение прошло по линии боевого соприкосновения на момент начала переговоров. Если вы не заняли Херсон и Запорожье на этот момент, значит, они украинские.

Такой вариант, как пояснил эксперт, называют корейским, но он, на самом деле, реализован и на Кипре — между Кипром и Турцией, а также между Индией и Пакистаном. Да, линия разграничения есть, а официально признанной границы нет. Каждый считает, что часть его территории оккупирована, и жаждет реванша.

России хотят навязать именно такой сценарий. Причем в качестве «уступки», я считаю, Запад легко сдаст и Запорожье, и Херсон, и ту часть Харьковской области, которую мы сейчас контролируем. Территории для него непринципиальны — они все равно чужие, — пояснил Григорий Савельев. — А вот никакого нейтрального статуса и уменьшения армии не будет. Украину не для того против России выкармливали, чтобы она стала нейтральной. В качестве «плюшки» для России Запад наверняка предложит неучастие Украины в НАТО. Но это ничего не значит. Япония, Южная Корея, Израиль, Пакистан тоже не в НАТО, и что? Там полно американских военных баз. Ведь разместить их можно просто в рамках двухсторонних соглашений. И Украина так же поступит. Любой мир, который предложит нам Запад, будет плохим для нас компромиссом.

Как пояснил эксперт, все политические компромиссы делятся на тактические и стратегические. Что хорошо тактически, т.е. здесь и сейчас, как правило, плохо стратегически, т.е. в будущем.

— Заключив мир на условиях Запада, мы, без сомнения, выиграем тактически. Все средства, направляемые на СВО, можно будет вложить в экономическое развитие. Присоединенные территории через какое-то время станут быстро развиваться, как сейчас Крым, — пояснил Савельев. — Но стратегически мы точно проиграем! Через какое-то время украинских беженцев начнут лишать этого статуса и возвращать из Европы на Родину — война-то закончилась. Довольно быстро будет создана новая армия, а мотивация — вернуть все, что москали отняли, — станет национальной идеей. И через пять-семь лет, а то и раньше, мы получим Украину 2.0: за одного битого, как известно, двух небитых дают.

Игорь Забелин уточняет важный момент:

— Любая, даже нейтральная, Украина будет для нас проблемой. Во-первых, мы не сможем контролировать настроения в украинском обществе. Идеи реваншизма будут в нем живы. Если даже в СССР, с его мощными спецслужбами и аппаратом подавления любого инакомыслия, сохранились бандеровцы и их идеология, то на побежденной Украине, я думаю, они и вовсе расцветут. Во-вторых, на границе с Украиной нам придется держать войска. Вот вошла маленькая, пятимиллионная, Финляндия в НАТО. И мы формируем на границе с ней новый военный округ. Но если граница с Финляндией — 1300 километров, то граница с Украиной — больше двух тысяч. Ее придется укреплять, держать там войска — чтоб не случилось прорыва, как под Курском. По сути нам придется жить на пороховой бочке. Так что с военной точки зрения лучше, чтобы Украины вообще не было. Пусть на границе будет Польша — поляки не лезут с нами воевать. А украинцы лезут. Подавлять это желание в рамках одной страны проще, чем воевать с соседом, которого вооружают наши «заклятые партнеры».

Компромисс возможен?

Сергей Марков, директор Института политических исследований, считает, что американцы предложат другой вариант мира.

— Да, корейский вариант на столе будет. Граница — по линии фронта. Запорожье, Херсон остаются на Украине. Ей же передаются Запорожская АЭС, части Николаевской и Харьковской областей, которые мы контролируем. Плюс Россия должна повиниться за «вторжение» и отдать репарации в виде 300 миллиардов долларов, замороженных на Западе. То есть по сути не оспаривать их изъятие. А еще Украина вступает в НАТО — таковы будут требования Запада. Мы же пойти на такое не можем: иначе не было смысла воевать.

По мнению эксперта, Россия, гипотетически, может пойти на компромисс — в виде уступки части занятых территорий и изъятия активов: вряд ли их реально вернуть.

— Наша принципиальная позиция — денацификация Украины. Зеленский уходит, разрешаются все запрещенные политические партии и СМИ, русский язык становится вторым государственным, выпускаются политические заключенные, расформируются все нацистские подразделения. Иными словами, предпринимаются шаги к тому, чтобы Украина перестала быть тараном против России и стала нормальной страной, — пояснил Сергей Александрович.

Эксперты сходятся во мнении, что для России важна не только сущность договоренностей с Западом, но и гарантии их выполнения. Слово Украины, увы, ничего не стоит. Как известно, Петр Порошенко, сходя с трапа самолета после заключения Минских соглашений, сказал: «Я их подписал не для того, чтобы выполнять, а чтобы спасти наших военных, попавших в окружение». Верить украинцам нельзя. Поэтому любые договоренности должны включать возможность прямого и непосредственного контроля. Отвод войск от границы, сокращение вооруженных сил, разрешение запрещенных партий и СМИ не так трудно проконтролировать. А если контролю препятствуют или договоренности не соблюдают, Россия вновь вводит войска. По-другому — никак. Сейчас, по всей видимости, наступил последний раунд военной части украинского конфликта. Впереди — несколько дипломатических раундов. В мире, увы, много раз случалось, когда потерянное на поле боя выторговывали за столом переговоров. Заплатив 27 миллионов жизней за победу в Великой Отечественной, мы добровольно отдали Западу всю Восточную Европу, за которую наши солдаты лили кровь. Не сразу, постепенно, но нам задурили головы. И обманом — «мы не будем расширять НАТО на Восток» — убедили отказаться от протектората над добрым десятком стран. И теперь эти страны — наши злейшие враги. Да, увы, не всегда побеждает сильный. Иногда — хитрый, наглый, лживый. Давайте помнить об этом. Чтобы кровь наших парней не была пролита зря. Россия не может себе позволить быть добродушной и наивной. Время дурковатых генсеков, верящих обещаниям, прошло. Настало время умных, сильных и твердых.

КСТАТИ

Генеральный директор Института региональных проблем политолог Дмитрий Журавлев считает, что для США крайне важна фигура нового президента Украины.

— В отличие от Зеленского, он должен быть полностью, на сто процентов, контролируемым. Плюс — контролировать Украину, — пояснил эксперт. — Дело в том, что среди российских требований будет переход в нашу юрисдикцию Запорожья и Херсона — они уже внесены в Конституцию России как главы новых субъектов Федерации, и вряд ли мы будем Конституцию переписывать. Но ни один украинский лидер, разумеется, отдавать эти города не захочет — население не поймет. А если не отдавать — не будет мира, который, очевидно, Штатам уже необходим. В общем, у Штатов — серьезная проблема. И как они ее будут решать, совершенно неясно.

В ТЕМУ

Политолог Сергей Марков считает, что американцы от Зеленского просто устали.

— Он зазвездил. Чтобы парень воевал с Россией, его убедили в собственном величии. Мол, ты лидер вселенского масштаба, полководец и вообще политик будущего, — пояснил Сергей Александрович. — Зеленский поверил! Являясь по сути марионеткой, он стал огрызаться, не слушаться, требовать — с ним стало очень тяжело работать. Теперь американцам нужен кто-то более послушный. Но Аваков, на мой взгляд, фигура крайне сомнительная. Много крови он пролил, подавляя восток Украины, слишком одиозен.

Владимир Жарихин, в свою очередь, считает, что Аваков — лишь один из потенциальных сменщиков Зеленского. По его мнению, США могут сделать ставку на эксспикера Рады Дмитрия Разумкова.