Россиян защитят от неолиберальных идеологических установок

Защита российского общества от деструктивного иностранного воздействия, распространения псевдогуманистических и иных неолиберальных идеологических установок, создающих угрозы безопасности и суверенитету страны стало одним из направлений новой Стратегии государственной культурной политики до 2030 года, которую утвердило Правительство. Среди конкретных задач — повышение престижа службы в армии, развитие патриотизма у молодежи, содействие социальной адаптации участников СВО путем их приобщения к культурным ценностям и интеграция новых регионов в культурно-гуманитарное пространство России. «Парламентская газета» ознакомилась со всеми культурными планами Правительства.

Россиян защитят от неолиберальных идеологических установок
© Парламентская газета

Ключевой приоритет

Председатель Правительства Михаил Мишустин объявил о подписании новой Стратегии государственной культурной политики до 2030 года на совещании с вице-премьерами, подчеркнув, что кабмин «продолжает формировать условия для сохранения традиционных духовных и нравственных ценностей, защиты исторической памяти и уникального наследия наших народов».

По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, новая редакция разработана взамен действующей с 2016 года и приведена в соответствие с уже принятыми Стратегией национальной безопасности, Основами госполитики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и Основами государственной культурной политики.

«Сохранение нашего наследия и исторической памяти — один из ключевых приоритетов государства», — подчеркнул премьер-министр.

Культура открывает ворота в экономику, подчеркнула председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

«Сейчас это особенно актуально, поскольку недружественные страны тратят миллиарды на то, чтобы проникнуть в умы и сердца нашего народа и в особенности наших детей. В таких условиях правильно, синхронно выстроенная политика культурного и патриотического воспитания важна как никогда», — рассказала «Парламентской газете» сенатор.

Проблемы и решения

В новой стратегии, помимо достижений, указано, что с 1995 по 2023 год количество сельских клубов в стране уменьшилось на 39 процентов. Почти три четверти всех выставок проходят в Москве и Петербурге, расходы семей «на потребление культурных ценностей и благ» снижаются. При этом активизируется деятельность недружественных государств, «направленная на разрушение базовых моральных и культурных норм, религиозных устоев, института брака, семейных ценностей, подрыв культурного суверенитета Российской Федерации».

Преодолеть эти проблемы, по мнению разработчиков стратегии, можно, создавая новые точки культурного притяжения в регионах, реставрируя памятники, организуя «модельные библиотеки» и автоклубы и привлекая в отрасль внебюджетные средства.

«С начала проведения специальной военной операции украинскими войсками нанесены серьезные повреждения знаковым учреждениям культуры, уникальным памятникам истории и архитектуры, религиозным объектам», — говорится в документе.

Среди поврежденных объектов — здания Донецкого музыкально-драматического театра имени М.М. Бровуна, Донецкой филармонии, Донецкого художественного музея, Мариупольского драмтеатра, Донецкого театра оперы и балета, Луганского краеведческого музея.

«Кроме того, властями Украины был организован массовый вывоз культурных ценностей из музейных фондов учреждений культуры, а игнорирование базовых нужд сферы культуры привело к хронической их недооснащенности оборудованием, истощению материальных фондов, спровоцировало критический дефицит культурных благ на русском языке», — указано в стратегии.

Преодолеть эти последствия власти предполагают «при деятельном участии гражданского общества, профессиональных сообществ, творческих союзов и добровольческих (волонтерских) движений в сфере культуры».

Единое духовное пространство

В 40-страничном документе перечислено более 70 направлений, по которым планируют развивать культуру. В приоритете — формирование госзаказа на создание произведений, направленных на сохранение и популяризацию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, противодействие нецензурной лексике и излишнему использованию иностранных слов, вовлечение в культурную жизнь людей с ограниченными возможностями.

Кроме того, в стратегии культурной политики — повышение престижа службы в Вооруженных силах и правоохранительных органах, полноценная интеграция ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в российское культурно-гуманитарное пространство, «содействие социальной адаптации участников специальной военной операции, в том числе путем создания условий для посещения культурных мероприятий, приобщения их к культурным ценностям».

«Защита российского общества от деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия, распространения псевдогуманистических и иных неолиберальных идеологических установок, создающих угрозы безопасности и суверенитету страны в сфере культурного развития. Недопущение распространения в российском обществе продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой и религиозной нетерпимости, межнациональной розни» — тоже в числе новых приоритетных направлений.

Первый зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Николай Бурляев назвал культуру основой национальной безопасности.

«Я абсолютно поддерживаю эти изменения стратегии. Культуру нужно развивать, доносить до возрождающейся России, до так называемых новых регионов. Хотя для России они не новые. Ведь что такое Святая Русь? Это Россия, Украина, Беларусь. Мы единая славянская семья, единое духовное пространство, и поэтому очень важно, как и чему мы будем обучать и что нести через культуру на всех территориях нашей великой Родины», — рассказал «Парламентской газете» депутат и народный артист России.