Войти в почту

Имя выдающегося конструктора понесет в моря новый боевой корабль

Его статья "Подводный флот России - это щит, который ослаблять нельзя", опубликованная в "РГ" три года назад, была воспринята в профессиональной среде как манифест Конструктора и Гражданина. А теперь, когда Игорь Дмитриевич Спасский свой жизненный путь завершил, стала завещанием его преемникам, соратникам, ученикам.

Имя выдающегося конструктора понесет в моря новый боевой корабль
© Российская Газета

"Развитие подводных сил России в обозримой перспективе предельно понятно: постройка и совершенствование РПЛ СН типа "Юрий Долгорукий", многоцелевых АПЛ типов "Северодвинск" и "Казань", неатомных подводных лодок типа "Санкт-Петербург". Эти планы уже находятся в состоянии реализации, и нет сомнений в том, что они будут выполнены. "А что дальше? - задавал беспокойный вопрос академик Спасский в канун своего 95-летия. - Пока я не могу себе представить, что в обозримом будущем в международных делах может произойти полный отказ от использования силовых методов. Чтобы застраховать Россию от этого, ей, безусловно, нужны сильные вооруженные силы, включая сильный Военно-морской флот".

Рассекреченный адрес

Утром 6 сентября у ЦКБ "Рубин", что в Петербурге на улице Марата, 90, было необычайно многолюдно - рядом с гражданскими в одной очереди ждали назначенного прощания военные моряки. Хотя в памяти ветеранов еще живы времена, когда из-за секретности войти в это здание в военной форме было нельзя - командированные сюда заранее переодевались в "гражданку". Теперь все иначе: адрес КБ, где создавался и создается стратегический подводный флот России, открыт и широко известен.

И сюда, чтобы проводить в последний путь Героя России и Героя Социалистического Труда, почетного гражданина Северной столицы, академика Игоря Спасского, пришли не только его коллеги-кораблестроители, но и сотрудники других предприятий, научных коллективов Петербурга, руководители городских и федеральных структур, командование и ветераны ВМФ.

Игорь Спасский и сам в начале биографии был флотским офицером - в 1949 году окончил Ленинградское военно-морское инженерное училище имени Дзержинского. Но главным содержанием и смыслом его жизни, его служением, стала работа в ЦКБ "Рубин" - более 70 лет. Он пришел сюда в 1953-м, через три года назначен заместителем главного инженера, в 1968-м - главным инженером, в 1974-2007 годах был начальником конструкторского бюро.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая хорошо знала академика Спасского, отметила "его исключительную преданность делу и яркий талант" - соединенные вместе, они оказали огромное влияние на укрепление безопасности и обороноспособности нашей страны.

Человеком-легендой назвал его губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, отметив выдающиеся заслуги Игоря Дмитриевича Спасского перед Россией, ее Военно-морским флотом и городом на Неве, почетным гражданином которого он стал в 2002 году.

Коллеги и преемники отмечают, что академик Спасский эффективно сочетал научную и практическую деятельность.

- Даже в самые тяжелые для нас годы он вселял не просто уверенность, а брал на себя такие задачи, которые до этого времени в нашей стране не решались, - отметил на церемонии прощания генеральный директор "Рубина" Игорь Вильнит.

Больше, чем руководитель

По словам научного руководителя ЦНИИ "Электроприбор" академика РАН Владимира Пешехонова, который несколько десятилетий взаимодействовал с ЦКБ "Рубин", Спасский не боялся ломать устоявшиеся каноны.

- Он опроверг сложившееся мнение, что доля принципиально новых решений в каждом следующем поколении боевых кораблей не должна составлять более 30%. В проекте 677 "Лада" он довел это до 90%! Именно Спасский обосновал возможность оснащать дизельные подводные лодки ракетным вооружением, которым ранее обладали только атомные субмарины. В итоге российский флот получил многоцелевые дизель-электрические ракетные подлодки, которые уже доказали свою эффективность в военных конфликтах.

Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов / Александр Емельяненков

Игорь Спасский, по словам коллег, сделал все возможное, чтобы в тяжелое постперестроечное время спасти не только "Рубин", но и десятки других КБ и предприятий российской "оборонки". Об этом, в частности, рассказал глава концерна "Радар ммс" Георгий Анцев. "К сожалению, в 90-е годы в России корабли не строились, ракеты не строились. И мы тогда объединились вокруг "Рубина", во главе был Игорь Дмитриевич Спасский, и начали строить подводные лодки на экспорт", - напомнил он. Дизель-электрические подводные лодки для зарубежных заказчиков загрузили работой и конструкторов, и корабелов, включая их подрядчиков из смежных отраслей.

"Он был для нас больше, чем руководитель", - говорит проработавший со Спасским 54 года Владимир Жилич, советник главного конструктора, а ранее главный конструктор ЦКБ по электроэнергетике и радиоэлектронному вооружению. По его словам, вектор на преодоление трудностей, который Спасский задал "Рубину", сохраняется до сих пор.

Любимая работа была основой его многогранной личности и не отпускала его даже в кругу семьи, поделилась внучка академика Надежда.

- Отдыхать дедушка не любил и не умел, лучшим отдыхом для него была работа. И нам говорил так: "Жизнь прекрасна, и ее нужно хорошо прожить. А для этого в первую очередь нужно хорошо работать". Я думаю, именно этого он и хотел бы нам всем пожелать - хорошо работать, хорошо жить и делать этот мир лучше.

Он это право заслужил

Пришедших проститься с академиком Спасским штатских и служивых было так много, что очередь растянулась на сотню метров в сквере у "Рубина".

Организаторы церемонии терпеливо дождались последнего в этой скорбной веренице, и лишь после этого гроб с телом вынесли из актового зала в здании КБ и доставили на отпевание в Никольский морской собор.

Похоронили Игоря Спасского на Литераторских мостках Волковского кладбища, буквально в двух шагах от могилы основателя отечественной школы кораблестроения, академика Алексея Николаевича Крылова.

Выдающемуся петербуржцу были отданы все воинские почести. А главнокомандующий ВМФ России адмирал Александр Моисеев выразил твердую уверенность, что имя и заслуги конструктора Игоря Спасского будут воплощены в названии нового боевого корабля.

- Он, несомненно, всей своей жизнью и трудом это заслужил, - заключил в момент прощания адмирал Моисеев.

От первого лица

Игорь Вильнит, генеральный директор ЦКБ "Рубин":

- Много лет академик Спасский был депутатом Ленсовета, тесно взаимодействовал с комиссией по культуре. И там его участие было очень деятельным. "Рубин" помогал в восстановлении Николо-Богоявленского Морского собора и музея-квартиры Пушкина, а директор КБ лично руководил созданием музея-памятника "Подводная лодка "Народоволец" и памятника "Слава Российскому флоту" к его 300-летию. Если бы существовало звание "Гражданин России", Игорь Дмитриевич Спасский мог бы с полным правом его носить.