Маневр с дальним прицелом: Украина меняет приграничную колею на «железке»
На Украине сейчас едва ли не самая главная «гражданская» проблема – строительство железных дорог и развитие железнодорожных перевозок. Причина проста. По оценке премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля, практически вся энергосистема страны выведена из строя. Единственный выход доставки топлива – железные дороги. Но дело не только в топливе.
Общая протяженность украинской «железки» была примерно 22 500 км, сейчас, в связи с СВО, она сократилась до 19 800 км.
И здесь возникает вопрос: смогут ли железные дороги Украины справиться с нагрузками, какой у них запас прочности и какова их роль в поставках вооружений на фронт? В соцсетях выкладывали ролики с иностранной военной техникой, которая идет из Польши на Украину по железной дороге, а потом достаточно быстро оказывается на линии соприкосновения.
По разным оценкам, примерно две трети всех военных грузов на Украине к линии фронта доставляется сегодня железной дорогой.
Именно поэтому сейчас на участке Чоп – Ужгород (это вблизи границ с Венгрией и Словакией) начались работы по подготовке земельного полотна к укладке евроколеи в 1435 мм. До июля 2025 года будут проложены 22 км железнодорожных путей, проведена реконструкция объектов и сетей инженерного обеспечения в соответствии с европейской системой сигнализации. Фонд Connecting Europe Facility (CEF) оплатил 50% (15,7 млн. евро) из стоимости всего проекта.
«Это делается для того, чтобы обеспечить переброску из западных стран – Польши, Чехии – техники и боеприпасов на Донецкий фронт, к Курску, Белгороду. Там ВСУ не хватает снарядов. По военной логике, наши Вооруженные силы должны поражать эти объекты», - считает член-корреспондент Академии военных наук Александр Бартош.
Тут надо иметь в виду один факт. Украина унаследовала от Советского Союза развитую сеть железных дорог. Во времена СССР на Украине и в Белоруссии было построено много входов/выходов в Польшу. Но наша колея всегда отличалась от европейской – она шире. Поэтому на границе составы «переобували». На перестановку колесных пар, естественно, требовались и силы, и время.
С пуском «железки» с евроколеёй проблема решается. Что особенно важно: нет риска попасть под удар с воздуха и потерять дорогостоящую технику еще до того, как она будет переброшена к фронту.
В Польше в состав в спокойной обстановке грузят все, что американцы или британцы прислали на аэродром Жешув — это базовый авиационный хаб недалеко от границы и от Яворовского полигона Львовской области. На границе эшелон «переобувать» не надо, он быстро идет вглубь страны, к прифронтовой зоне.
Понимая всю важность железной дороги для военной логистики, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в августе объявил международный тендер на закупку 10 аккумуляторных маневровых локомотивов для «Укрзализницы» (УЗ). В июне 2024 года в рамках реализации программы по обновлению парка локомотивов, ЕБРР заявил о предоставлении кредита в 300 млн. евро на закупку грузовых электровозов. В начале 2024 года Всемирный банк выделил УЗ 190 млн. долларов для приобретения 80 грузовых электровозов.
Но и это еще не все. Агентство США по международному развитию (USAID), деятельность которого запрещена в России, предоставило 300 вагонов-зерновозов украинским экспортерам. Теперь Украина активно задействует зерновозы для перевозки военной техники и боеприпасов.
К слову, USAID, которая, по сути, является прикрытием для ЦРУ, готовит технико-экономическое обоснование для строительства мультимодального логистического комплекса Берешты в Молдавии. Он будет предназначен для перемещения грузов на Украину. Вложения Запада в железнодорожную инфраструктуру колоссальны.
Были ли удары по системам железнодорожных путей нашими Вооруженными силами? Да, были. К примеру, мы не раз атаковали тяговые подстанции Западной и Средней Украины, это участок от Киева до Львова. Подстанции были обесточены, электровозы остановились. Они были вынуждены перегонять с других точек тепловозы. Украина была к этому не готова.
Но Киев и его партнеры по НАТО сделали соответствующие выводы и перешли к новому этапу строительства железнодорожного сообщения. Сейчас строится логистический хаб «Мостыкский». Он будет дополнен новой контейнерной площадкой с переходной колеёй 1520 мм - 1435 мм, а также портальным контейнерным краном на рельсовом ходу. До этого, в июне 2023 года, на «Мостыкском» уже установили насосные станции, позволяющие перегружать большие объемы наливных грузов из автомобилей в железнодорожные цистерны.
Судя по всему, на защиту хабов будут переброшены дополнительные средства ПВО. Те же самые комплексы «Пэтриот», поставку которых Украина постоянно требует увеличить. Возможно, подключат F-16 с широким спектром задач.
Какое последствие все это будет иметь для военных действий в зоне соприкосновения? С таким вопросом мы обратились к военному эксперту, члену экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России», капитану первого ранга запаса Василию Дандыкину.
- Главная цель всех этих железнодорожных сооружений на Украине – наиболее быстрая доставка на поле боя снарядов и вооружений. Это значит, что у наших летчиков появится еще больше работы.
«СП»: Логистические хабы наверняка прикроют зонтиком ПВО…
- Да, но дело даже не в том, что нам труднее будет сбивать те же F-16, а в том, что крылатые ракеты дальностью до тысячи километров могут долететь, скажем, до Москвы и Петербурга. Эти крылатые ракеты класса «воздух-земля» представляют наибольшую опасность. Зачем еще ставят на эти хабы системы ПВО? Да просто удар по любому F-16 — это удар по престижу комплекса. Оттого и появился такой план.
«СП»: В чем вы видите выход?
- Идет наращивание вооружений: НАТО при помощи Украины усиливает военное давление на Россию, чтобы принудить к переговорам на выгодных Западу условиях. Но о каких переговорах может быть речь, когда в трех российских регионах введен режим КТО, наши враги объявлены де-факто террористами. Думаю, выход один: создавать санитарную зону по Левому берегу Днепра, зачищать Чернигов, Днепр, Харьков, Сумы, Житомир, Днепр, Запорожье, Херсон.
«СП»: Боевые действия трудно остановить еще и потому, что это для кого-то бизнес…
- Да, олигарх Ахметов, которому, по сути, принадлежит Львовская область, что называется, «вложился». На территории Винницкой городской общины идёт строительство «сухого порта» - железнодорожного терминала, связывающего центральные регионы Украины с портами Одессы и через контейнерный терминал «Мостыкский» во Львовской области - со странами ЕС.
На первом этапе к осени 2024 года будет построена железнодорожная инфраструктура и первая контейнерная площадка с огромной пропускной способностью. Инвестиции в проект составили 15 млн. долларов. Так что для многих конфликт превратилась в выгодный бизнес, и остановиться эти люди уже не могут.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».