Откуда взлетел БПЛА, который целил в московский НПЗ в Капотне?

Массовый прилет дронов в ночь на 1 сентября поставил один важный вопрос: что это было – атака на российские объекты топливно-энергетического комплекса или все же сигнал к началу ударов по столице России, Петербургу и другим городам, расположенным в глубине территории РФ, о чем Зеленский давно упрашивает НАТО.

Откуда взлетел БПЛА, который целил в московский НПЗ в Капотне?
© Свободная пресса

Прилеты БПЛА на территорию России за последнее время бывали разными. Дальность полетов – от нескольких десятков километров до почти двух тысяч. Отсюда вопрос: откуда их запускают?

Взять хотя бы прилет трех украинских дронов 2 апреля в Алабугу в Татарстане. Как беспилотники смогли преодолеть расстояние более тысячи километров? Или они были запущены гораздо ближе? Версии выдвигали разные. Глава думского комитета по обороне Андрей Картаполов заявил, что атаковавшие Татарстан дроны были однозначно выпущены с территории Украины. Однако преодолеть расстояние более тысячи километров для многих беспилотников невозможно. И судя по видео, это был не просто дрон, а переделанный под беспилотник легкомоторный самолёт.

Такой легкомоторный самолет имеет ряд преимуществ над беспилотником. Он может гораздо ниже лететь, огибать, лес, обнаружить его традиционными средствами ПВО очень сложно. К тому же дальность у него выше, чем у обычного БПЛА.

Есть и иные версии. «Беспилотник, ударивший по общежитию в Татарстане, мог быть запущен из Казахстана. На этом направлении системы противовоздушной обороны РФ не так сильны, а БПЛА самолетного типа «Аэропракт» A-22 использовались ВСУ для разведки российских приграничных территорий в 2022 году, - считает военный эксперт Владислав Шурыгин. - К тому же не трудно подсчитать: от Нижнекамска и Елабуги до границы с Украиной 1200 км, а до границы с Казахстаном - всего 500 км».

Мы связались с Владиславом Шурыгиным и задали вопрос: откуда мог быть произведен запуск БПЛА, долетевших до московского НПЗ в Капотне, а также до Энгельса и Саратова в августе? Ведь все чаще под ударом оказываются не приграничные населённые пункты, а удалённые регионы. Как мог долететь на такое расстояние БПЛА, будучи незамеченным?

- Вопросы по ударам БПЛА по Энгельсу и НПЗ в Капотне надо задавать командованию наших Воздушно-космических сил. Мне, например, не понятно, почему у нас до сих пор не созданы аэростаты с системой радиолокационного контроля, которые фиксируют перелет через границу.

В истории с БПЛА есть один случай, который не вписывается в общую канву. Это долет до российского Заполярья украинского дронаA22 Foxba 21 августа. Он был сбит в небе над Мурманской областью.

Беспилотник имел дальность полета свыше 2000 километров. При этом в открытых источниках модель летательного аппарата указана двухместной, т.е. это не беспилотник. Что это был за аппарат и с какой территории он был запущен? С таким вопросом мы обратились к военному эксперту, члену экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России», капитану первого ранга запаса Василию Дандыкину.

- Тут скорее всего речь идет о переоборудованной версии советского самолета, приспособленного под выполнение задач БПЛА дальнего действия. Предварительным местом пуска этого летательного аппарата назвали Черниговскую область, расстояние от границ которой до места уничтожения А22 составляет около 1800 километров. Иными словами, это легкомоторный советский самолет, переоборудованный в БПЛА.

«СП»: Кто поставляет сейчас Украине БПЛА, способные на полеты такой дальности? Или украинцы производят их сами?

- В Европе налажена целая коалиция по производству БПЛА для Украины. Туда входит множество стран - от Литвы, Латвии, Эстонии до Новой Зеландии. Поставки очень большие. По крайней мере, до следующего года Украине этой коалицией будет поставлено до 1 миллиона БПЛА. Украинцы собирают многие из этих моделей самостоятельно и дают уже свои национальные названия типа «Бобер» или «Лелека». Их средняя дальность составляет около 1800 километров. Но есть и такие, которые способны пролететь и 3 тысячи километров.

«СП»: Так все же, откуда запускают эти БПЛА, долетающие и до Москвы?

- В основном с территории Украины. Операторов дронов очень хорошо готовят инструкторы НАТО. Кстати, на Украине дроны выведены в особый род Вооруженных сил. В некоторых случаях действуют диверсионно-разведывательные группы (ДРГ) ВСУ на территории России. Некоторые - с оккупированной части Курской области.

«СП» : Есть ли меры борьбы с такими БПЛА, ведь за столько прилетов можно было что-то придумать, чтобы защититься?

- Надо готовить своих инструкторов по БПЛА, усиливать ПВО, в том числе ставить задачу перед ЧОПами стратегических предприятий: уничтожать БПЛА на подлете. Это не только задача государства, частный бизнес тоже должен подключиться к изготовлению антидроновых ружей.

Для квадрокоптеров есть свои меры защиты - специальные сети, средства РЭБ. Ну и главное – это наносить удары по центрам управления украинскими БПЛА, - считает Василий Дандыкин.

Совершенно очевидно, что противник прощупывает наше небо над крупными городами. Причем пытается пробиться всё глубже.

- По Москве били и раньше, - напоминает политолог, замдекана мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев. - Около станции метро «ЗИЛ», у знаменитого магазина «Леруа Мерлен» БПЛА фактически снес крышу. В ночь на 3 мая 2023 года два беспилотника атаковали Московский Кремль. Это всего два факта, но их на самом деле больше.

«СП»: Если говорить об атаке на МНПЗ в ночь на 1 сентября, это был прилет с Украины или все же беспилотник был запущен с нашей территории?

- Дроны бывают разные, и на Украине их великое множество. Есть небольшие, их можно привезти в автомобиле, есть побольше, для них нужен микроавтобус. Если мы имеем дело с БПЛА самолетного типа, для его перевозки нужна фура, а для запуска – аэродром... Думаю, тот, который долетел до Капотни, запустили скорее всего с приграничной территории. Откуда именно – вопрос к спецслужбам.

«СП»: Как можно прекратить налеты БПЛА на нашу территорию и в частности на НПЗ?

- Есть несколько конкретных факторов, которые могут, помимо военных побед, привести нас к окончанию СВО с нужным нам результатом. Первое. Уничтожить на Украине все заправки, железные дороги, мосты, и таким образом лишить незалежную топлива. Второе. Необходимо принять наконец политическое или военное решение и решить вопрос с газораспределительной станцией в Судже, которой Украина сейчас шантажирует всю Европу. Третье. Интернет. Почему он до сих пор работает на всей территории Украины? Телеканалы. Почему они вещают на Украине круглосуточно, обрабатывая население? И все это мы не бомбим.

«СП»: Я правильно поняла, что СВО должна перейти в более решительную наступательную фазу, и только это решит вопрос с прекращением прилетов БПЛА на российскую территорию?

- Надо переходить от локальных боев и обороны к крупным наступательным операциям. Если хотите мое мнение, нам необходимо занять всю Левобережную Украину, Николаевскую и Одесскую область, взять под контроль выход к Черному морю. Вопрос решит и взятие таких территорий, как Черниговская область, Сумы, Харьков, Полтава, Днепр.

Когда мы закончим на этих направлениях наступление, можно переходить к переговорам на наших условиях. Но перед этим, разумеется, необходимо освободить оккупированную часть Курской области, Донецкую и Луганскую области. Если мы все это выполним, ни о каких прилетах на нашу территорию ни БПЛА, ни каких-то других видов вооружений речи быть уже не может.

Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, - в теме «Свободной Прессы».