Япония намерена изменить статус Сил самообороны
Премьер-министр Японии Фумио Кисида призвал включить вопрос о статусе Сил самообороны в референдум о реформе Конституции страны. На заседании штаба правящей Либерально-демократической партии была сформирована группа для рассмотрения этого вопроса. Внесение предложенных Кисидой поправок в Конституцию будет означать отказ Токио от прописанного в основном законе запрета на обладание вооружёнными силами. Инициатива обсуждается в стране на фоне роста оборонных расходов и усиления военного сотрудничества с США. По словам аналитиков, Япония в последние годы взяла курс на ремилитаризацию страны, что вызывает обоснованное беспокойство у России и Китая.
Вопрос о статусе национальных Сил самообороны (SDF) должен быть включён в референдум о реформе Конституции Японии. Об этом заявил премьер-министр страны Фумио Кисида на пленарном заседании штаба правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) по реализации и пересмотру основного закона.
«В случае проведения первого в истории конституционной политики страны национального референдума (о пересмотре основного закона) важно спросить мнение общественности о том, следует ли добавить в Конституцию разъяснение о Силах самообороны», — приводит слова Кисиды портал Nippon.
Премьер-министр, который является также главнокомандующим SDF, добавил, что необходимо «чётко прописать в основном законе... самую главную обязанность государства — защищать жизни своих граждан». Он выразил надежду, что соответствующие дискуссии будут ускорены и к концу этого месяца будут достигнуты конкретные результаты.
На встрече было также решено создать рабочую группу для рассмотрения вопросов, касающихся уточнения статуса SDF.
Помимо этого, как сообщает ТАСС, на пленарном заседании Кисида предложил прописать в основном законе понятие «чрезвычайное положение», которое правительство может объявлять в случае нападения на страну, крупномасштабного стихийного бедствия или эпидемии инфекционного заболевания.
«Повторение горького опыта Второй мировой»
Включение в Конституцию положения о Силах самообороны фактически будет означать отмену девятой статьи Конституции, согласно которой Япония отказывается от обладания сухопутными силами, ВВС и ВМС. В статье также декларируется отказ от войны как средства разрешения международных конфликтов.
Напомним, нынешняя Конституция Японии была принята в 1947 году, когда страна находилась под оккупацией США. По этой причине основной закон в стране нередко называли макартуровским — по имени генерала Дугласа Макартура, который командовал оккупационными войсками.
«Эта Конституция была принята по итогам Второй мировой войны, в которой Япония потерпела поражение. В ней была зафиксирована пацифистская девятая статья, запрещавшая стране иметь вооружённые силы. На протяжении послевоенного периода эта статья, как считает значительная часть японского общества, гарантировала защиту от скатывания Японии на путь милитаризма и повторения горького опыта Второй мировой войны», — пояснил в комментарии RT заведующий кафедрой востоковедения МГИМО доктор исторических наук Дмитрий Стрельцов.
С тех пор Конституция не менялась, однако в 1954 году в Японии были сформированы Силы самообороны, которые выполняют функции вооружённых сил. При этом их статус до сих пор остаётся неясным из-за различных толкований девятой статьи. Кроме того, Конституция Японии серьёзно ограничивает военную деятельность SDF, не связанную непосредственно с обороной.
Вопрос об отмене этой статьи начал обсуждаться в Японии практически сразу после принятия Конституции. В разное время отношение населения к этому вопросу менялось то в одну, то в другую сторону.
По данным опроса газеты Yomiuri Shimbun, проведённого в апреле этого года, сейчас большинство японцев поддерживает корректировку основного закона. В частности, 53% опрошенных одобряют снятие запрета на формирование вооружённых сил, а 56% респондентов поддерживают предложение ЛПД прописать в Конституции статус Сил самообороны. Вместе с тем подавляющее большинство (75%) выступает за сохранение пункта девятой статьи, в котором декларируется отказ от войны как средства решения конфликтов.
По мнению Дмитрия Стрельцова, консенсус по этому вопросу в японском обществе до сих пор отсутствует.
«В Японии изменение Конституции вызывает неоднозначную реакцию. Общественное мнение расколото по этому вопросу, так как значительная часть японцев считает, что нынешняя Конституция защищает страну от милитаризма, а договор с США позволяет Токио избегать втягивания в военные конфликты», — говорит политолог.
«Безудержная милитаризация»
На фоне подобных дискуссий Япония в 2022 году внесла ряд существенных изменений в Стратегию национальной безопасности (СНБ), Стратегию национальной обороны и План оборонного строительства.
Поправки, в частности, подразумевают повышение оборонных расходов до 2% ВВП к 2027 году. Кроме того, SDF получила возможность наносить контрудары по территории противника. Правительство Японии также объявило о планах расширить номенклатуру ракет отечественного производства и закупить крылатые ракеты «Томагавк» у США.
Россия в обновлённой версии СНБ определена как страна, вызывающая «серьёзные опасения с точки зрения безопасности» в связи с ситуацией на Украине. В документе также выражена обеспокоенность по поводу укрепления стратегического сотрудничества между РФ и КНР. В то же время японский кабмин оценивает военную активность Китая как вызов международному порядку.
Комментируя данные поправки, в МИД РФ констатировали, что «Токио стал на путь беспрецедентного наращивания собственной военной мощи, включая обретение ударного потенциала».
«Налицо откровенный отказ администрации Ф. Кисиды от настойчиво декларировавшегося предыдущими поколениями политиков мирного развития страны и возвращение на рельсы безудержной милитаризации, что неизбежно спровоцирует новые вызовы безопасности и будет вести к усилению напряжённости в Азиатско-Тихоокеанском регионе», — заявили в дипведомстве.
В 2023 году официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отметила, что японские власти насаждают реваншистские настроения в обществе.
Директор третьего департамента Азии МИД Людмила Воробьёва в мае 2024-го заявила, что Москва следит за попытками Токио «подвергнуть ревизии пацифистские положения послевоенной Конституции в русле курса нынешней администрации на ускоренную ремилитаризацию».
Воробьёва также подчеркнула, что Россия примет контрмеры в случае отмены девятой статьи Конституции Японии.
«Такое развитие событий чревато дополнительными угрозами безопасности России. В ответ будем вынуждены принимать контрмеры по укреплению национальной обороноспособности», — сказала Воробьёва.
Озабоченность новым курсом Токио выражают и в Пекине. В частности, МИД КНР неоднократно обращал внимание на усиливающуюся милитаризацию Японии. Китай полагает, что такая политика представляет угрозу для Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Принимают контрмеры»
Руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Валерий Кистанов отмечает, что «Япония сегодня наращивает свой военный потенциал и обзаводится новейшим вооружением».
«Она преобразовала свои вертолётоносцы, обзаводится ракетами большой дальности, будет разрабатывать собственные ракеты, закупает американские снаряды. Усиливается оборонное сотрудничество с США, страна активно движется быстрыми темпами к милитаризации», — сказал специалист в беседе с RT.
Аналитик назвал обоснованной реакцию Москвы и Пекина на планы Токио изменить Конституцию.
«В доктринальных документах Японии в сфере безопасности Китай и Россия фигурируют в качестве основных угроз. Ни Китай, ни Россия не хотят иметь под своим боком враждебную себе страну с мощными вооружёнными силами. Москва и Пекин не заинтересованы в ремилитаризации Японии, тем более что Токио не просто ремилитаризируется, а усиливает сотрудничество с Вашингтоном», — говорит Валерий Кистанов.
Эксперт напомнил, что «в Японии расположен самый крупный воинский контингент США за рубежом, а также базируется 7-й флот, который позволяет Вашингтону осуществлять контроль за Тихим океаном». Кроме того, Токио усиливает свои связи со странами НАТО.
«Япония продвигает тезис о том, что безопасность Северо-Атлантического и Индо-Тихоокеанского регионов взаимосвязана. Поэтому НАТО и Япония якобы должны обеспечивать безопасность и там и там. Токио, кстати говоря, участвует в саммитах НАТО, в том числе в недавнем, юбилейном. Это говорит о том, что сотрудничество Японии с этим блоком становится всё плотнее», — подчеркнул эксперт.
В этих условиях, считает Кистанов, «нет ничего удивительного в том, что Россия и Китай выступают против подобной политики и принимают контрмеры».
«Москва и Пекин развивают двустороннее сотрудничество в сфере безопасности. Наши страны проводят совместные военно-морские и военно-воздушные учения. Одним из примеров такой совместной работы стало патрулирование самолётами ВКС России и ВВС Китая воздушного пространства в районе Аляски», — резюмировал аналитик.