Секреты подготовки современного солдата – от первого лица
Специальная военная операция России на Украине продолжается уже 2,5 года, и конца ей, судя по всему, пока не видно – хотя, как знать. Некоторые читатели «СП» задаются вопросами: почему российские войска продвигаются так медленно? Чего не хватает нам для проведения широкомасштабных стратегических операций, рейдовых охватов, высадки десанта в глубине обороны противника, как это было в годы Великой Отечественной войны?
Попытаемся ответить на них, но сразу подчеркнем: эти годы наши воины не отсиживались в окопах. Они обрели главное – бесценный боевой опыт, который нарабатывается кровью и потом, и о котором пока мало кто вспоминает.
Надо понять: сегодняшние боевые действия разительно отличаются от тех, что велись в 1941-1945 годах. Тогда у нас воевал практически весь народ, сегодня же идет специальная военная операция, которая проводится сравнительно малыми силами. Основная часть населения страны продолжает работать и отдыхать в привычном ритме, как ни в чем не бывало.
Во-вторых, мы бережем каждого солдата и офицера, не бросаем бездумно их в топку войны. Поэтому на фронте сегодня востребована «тактика малых дел и шагов», точечных атак и выверенный ударов. Лишь в самом начале СВО в марте 2022 года мы попытались действовать так, как во время принуждения Грузии к миру. Высадили десант на аэродроме в Гостомеле под Киевом. Захватили его, дождались подхода основных сил. Казалось, еще чуть-чуть – и кольцо вокруг Киева замкнется.
Но последовала команда «Стоп», поскольку противник запросил переговоры, на что мы, как показало время, опрометчиво согласились. Под их предлогом врагом была выиграна оперативная пауза, позволившая укрофашистам перегруппировать силы, получить подкрепление оружием и техникой, в том числе из-за рубежа, и контратаковать. В результате мы утратили наступательный порыв, потеряли время и вынуждены были отойти от Киева. А потом ушли еще и из-под Харькова, заплатив за все это большую цену, в том числе человеческими жизнями. Таковы последствия политической опрометчивости.
В-третьих, и это главное, мы сегодня не можем проводить полномасштабных стратегических операций с лавинами танков и наступлением по всему фронту протяженностью более 1000 км, поскольку это потребовало бы просто огромного количества техники и личного состава.
По словам начальника Главного управления боевой подготовкиВооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковника Ивана Бувальцева, специальная военная операция на Украине стала самым крупным и масштабным вооружённым конфликтом из происходивших в мире за последние десятилетия. Как любое противостояние, она потребовала изыскания и проверки разнообразных военных концепций, приёмов и способов ведения вооружённой борьбы.
На первый план вышли современные средства вооружённого противостояния, в первую очередь беспилотные летательные аппараты, высокоточные и робототехнические комплексы, средства разведки, целеуказания, РЭБ, чего не было, повторим, ни во время Великой Отечественной, ни в ходе афганской компании, ни в двух чеченских войнах.
Боевая подготовка переместилась в основном на уровень «отделение – взвод – рота» и «экипаж – расчёт», а индивидуальная подготовка военнослужащего приобрела комплексный характер. Новизна в том, что появились штурмовые подразделения, опыт создания и подготовки которых заслуживает отдельного внимания.
Одним из эффективных способов повышения качества обучения личного состава соединений, принимающих участие в СВО, стало создание добровольческого формирования инструкторов Центра боевой подготовки. Продолжается работа по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы. Особое место в подготовке войск занимают вопросы противодействия БпЛА и FPV-дронам противника. Как все это сказалось на ходе боевых действий?
В связи с использованием БпЛА и автоматических приборов наблюдения и наведения значительно сократилось время на открытие огня артиллерией, применение авиации, высокоточных боеприпасов. Другим стал сам характер противостояния, по-другому применяются танки, артиллерия, авиация. Боевые действия ведутся в основном в лесополосах или в населённых пунктах. Активно используется тактика так называемых кочующих орудий – миномётов, гаубиц, систем РСЗО. Уроки СВО показывают, что работа в составе малых групп, боевых двоек, троек и пятёрок на современном этапе решает задачи, которые ранее выполнял целый взвод.
Наряду с имеющимся вооружением и военной техникой осуществляется постоянная их модернизация и доработка. Появляются новые образцы ВВТ, учитывающие особенности боевых действий на Украине. Так, если до СВО БпЛА планировалось использовать в основном по двум направлениям – разведывательные и ударные, то сейчас на них возлагаются новые функции – корректировки огня, контроля поражения целей, охранные, регулирования, курьерские, диверсионные...
В связи с этим без подготовки, адаптированной к реалиям современного вооружённого конфликта, о качественном изменении боевой выучки войск не может идти речи. Это предполагает постоянные изменения в подготовке личного состава и специалистов, в том числе по новым военно-учётным специальностям. Такую задачу, подчеркивает генерал-полковник Бувальцев, понимают и решают сегодня на всех уровнях командиры и органы боевой подготовки.
Особое значение имеет индивидуальная подготовка военнослужащего. Боец получает весь комплекс знаний и умений не только по огневой подготовке, но и по тактической, инженерной, и специальной, тактической медицине в зависимости от ВУС. Поэтому этап одиночной выучки повсеместно завершается такой формой обучения, как комплексное тактическое занятие, где военнослужащие осваивают тактику действий в составе новых боевых элементов и малых тактических групп.
Отдельного внимания заслуживает опыт создания и подготовки штурмовых подразделений. В СВО штурмовые отряды (группы) успешно преодолевают опорные пункты противника, освобождают населённые пункты, зачищают лесные массивы. С этой целью в группировках войск сформированы штатные штурмовые подразделения, до батальона включительно. Тактика действий штурмовых подразделений принципиально отличается от устоявшейся ранее тактики мотострелков в составе штатных подразделений, таких как рота, батальон.
Боевая работа этих подразделений характеризуются, прежде всего, ведением непрерывной разведки противника и управлением штурмовыми группами с использованием БпЛА. В том числе для огневого поражения противника, а также штурмовых действий малыми группами (боевые двойки, тройки); широким использованием мобильных и скоростных средств передвижения (мотоциклов, багги); массированным использованием огневых средств групп поддержки, в том числе FPV-дронов и средств РЭБ.
Под руководством Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ разработана и оборудована в группировках войск соответствующая учебно-материальная база для подготовки указанных подразделений на полигонах и участках местности, таких как «Бой в городе», «Бой в населённом пункте», «Бой в траншее», «Захват опорного пункта» и других.
Рациональным и эффективным подходом в организации подготовки младших специалистов на сегодняшний день является их обучение в составе штатных экипажей и расчётов. Только за зимний период обучения 2024 года в учебных воинских частях подготовлено свыше 43 тысяч младших специалистов по более чем 300 военно-учётным специальностям.
Принято решение, помимо учебной сети, о дополнительном задействовании инфраструктуры предприятий промышленности, на которой готовятся экипажи современных танков Т-90М, боевых машин БМП-3 и БМП-2М с боевым модулем «Бережок», а также расчёты ЗРПК «Панцирь-С» и операторы ПТУР «Конкурс».
Как отмечает генерал-полковник Иван Бувальцев, особое внимание уделяется развитию нового направления – подготовке специалистов в использовании БпЛА и ударных дронов («Ланцет», «Элерон», «Зала», в том числе FPV), применение которых уже показало их высокую эффективность на поле боя. Для выработки единых подходов к организации обучения операторов БпЛА разработаны соответствующие требования и программа их подготовки. За счёт проведённых организационно-штатных мероприятий учебной сети объём подготовки операторов увеличен более чем в три раза. К осени этого года спланировано полностью обеспечить потребность Вооружённых Сил в операторах БпЛА.
Наряду с подготовкой войск продолжается работа по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы. Сегодня свыше 700 тренажёрных средств обеспечивают подготовку специалистов на современные образцы ВВСТ (Т-90М «Прорыв», БМД-4М, САУ 2С35 «Коалиция-СВ» и т.д.).
Поставлены комплекты командирских ящиков для подготовки офицеров артиллерийских подразделений, развёрнуты комплекты учебно-тренировочных средств «Артерра», а для подготовки штурмовых подразделений – комплекты системы лазерной имитации боя.
Для подготовки расчётов управляемых противотанковых комплексов непосредственно в районах расположения подразделений развёрнуты мобильные тренажёры ПТРК «Фагот» и «Метис». В целом на каждом полигоне более 80 процентов новых учебных мест оборудовано с учётом опыта СВО.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, – в теме «Свободной Прессы».