Генерал-лейтенант ВВС рассказал, как Россия будет сбивать украинские F-16
Истребители F-16, которые, предположительно, появились на вооружении ВСУ, вряд ли будут использоваться в полную силу и сумеют оказать серьезное влияние на ход специальной военной операции. Причина тому — не технические возможности истребителя, а серьезные отличия между советскими крылатыми машинами, на которые десятилетиями ориентировалась Украина, и западными. Таким мнением в разговоре с «Парламентской газетой» поделился бывший заместитель главнокомандующего ВВС России по вопросам Объединенной системы ПВО стран СНГ, генерал-лейтенант Айтеч Бижев.
Прятать будут в Румынии или Польше
- Айтеч Магомедович, как сообщает The Times, первая партия истребителей F-16 была поставлена на Украину из Нидерландов. Насколько F-16 передовая и эффективная машина по современным меркам?
- F-16 — истребитель многоцелевого применения. Довольно современный и эффективный. Но на поле боя он ничего серьезного не изменит по одной простой причине: с ним будет связано очень много технических проблем.
Во-первых, аэродромная сеть Украины на 85 процентов выведена из строя. За ней внимательно следят, периодически наносят корректирующие ракетно-бомбовые удары. Поэтому, на мой взгляд, F-16 будут прятать либо на территории Румынии, либо на территории Польши, что обязательно создаст определенные проблемы при их практическом применении.
- А что во-вторых?
- Во-вторых, Украина на протяжении многих десятилетий ориентировалась на советскую боевую технику — в том числе, конечно, и на истребители. И именно под нее создавала и развивала аэродромную инфраструктуру. Но F-16 — машина абсолютно иного типа. Ей нужно все другое: от авиатехнического оборудования до банальных топливозаправщиков. Плюс персонал, определенным образом обученный. Там же даже все надписи на английском языке. Частичным решением этой проблемы, я думаю, должно стать комплектование персонала военнослужащими западных стран. Может быть, будет там один-два украинца на малозначимых должностях вроде водителей, но не более того. И, опять же, повторюсь, даже зарубежный персонал не решит сложности, связанные с инфраструктурой и оснащением. То есть завозить придется буквально все, а это огромные логистические и экономические издержки.
На подготовку пилота нужно минимум три года
- За какой срок можно реально подготовить достаточно умелого и грамотного пилота для F-16?
- Я думаю, за минувшее с момента первого объявления о передаче F-16 время украинские пилоты могли освоить максимум взлет и посадку. А ведь задача стоит вести боевые действия в сложных условиях, сложной помеховой обстановке, в условиях масштабной противовоздушной обороны. Это должны быть летчики второго или первого класса по нашим меркам. Чтобы достичь такого уровня, надо обучаться минимум года три. Так что скорее и комплектоваться F-16 будут пилотами НАТО. Либо к каждому украинскому пилоту будет приставлен свой инструктор.
- Как, на ваш взгляд, будут применяться новые истребители?
- Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что F-16 будут очень стеснены в условиях использования. Театр военных действий не очень большой. Плюс отсутствие единого радиолокационного поля, автоматизированной системы управления. Плюс F-16 — не такая уж незаметная машина. И их не так уж много. Поэтому каждый истребитель будет находиться под пристальным вниманием наших средств разведки — где бы он ни был, его будут искать и уничтожать. Так что, я думаю, эти истребители в зоне СВО постигнет та же участь, что и все остальные хваленые образцы западного вооружения — «Абрамсы» и прочие.