Горящий Кавказ – определено место второго фронта против России
США хотят открыть южный фронт против России через Армению, утверждает турецкая газета Cumhuriyet. Издание напоминает, что Вашингтон неоднократно пытался открыть южный фронт у границ России, воспользовавшись ситуацией в Грузии, но сделать это не удалось. Теперь, по мнению автора, США с этой же целью прощупывают Армению.
«Министр иностранных дел Арарат Мирзоян был приглашен на мероприятия саммита НАТО в Вашингтоне. Затем встал вопрос о том, чтобы армия США имела своего представителя в министерстве обороны Армении.
Заместитель госсекретаря Узра Зейя подтвердила эту новость и заявила о «начале нового стратегического этапа в отношениях между США и Арменией», – говорится в статье.
Автор уверен, что этим ходом США пытаются достичь двойной цели: открыть южный фронт против России и вклиниться в «астанинский треугольник» (Турция – Россия – Иран).
Речь о том, что зона армяно-азербайджанского конфликта может стать новым источником напряженности, которую Москва уже не сможет разрядить (в отличии от Нагорного Карабаха, РФ обязана защищать Армению как члена ОДКБ). Но кажется, пока нет никаких признаков готовящегося обострения. Ведутся переговоры. Стороны говорят о готовности подписать мирный договор. Могут ли американцы сорвать этот процесс? Или турецкие СМИ нагнетают?
– Шансы открыть фронт против какого-то бы ни было противника с помощью Армении, не имеющей выхода к морю, утопичны, здесь турецкая пресса гипертрофирует ситуацию, – считает военный эксперт, экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин. – В то же время американская политика по нивелированию влияния России в Закавказье очевидна. И в настоящий момент, действительно, главной её целью является Армения, а ведущим агентом влияния – непосредственно Пашинян.
Ереван делает ставку на то, что Вашингтон гарантирует безопасность и сохранение армянского государства. Это глубоко ошибочная позиция. Американцы не способны защитить Армению от соединенной воли Азербайджана и Турции, но администрация Пашиняна пойдёт не только на допуск заокеанских советников в Министерство обороны, но и на более глубокую интеграцию с силами НАТО. Вполне вероятен и выход из ОДКБ.
«СП»: Эти процессы необратимы? Что мы можем сделать?
– Для восстановления российского влияния в Закавказье и в целом на пространстве бывших советских республик нашей стране необходимо победоносное окончание украинского конфликта.
– Стоит отметить, что основная часть этой статьи в Cumhuriyet была посвящена проблемам не России, а самой Турции, – обращает внимание политический аналитик Михаил Нейжмаков.
– Один из главных посылов материала: «членство Турции в НАТО не мешает НАТО атаковать Турцию». «Атаковать» в данном случае – в широком смысле, то есть, по оценке автора статьи, действовать вопреки интересам Анкары.
Учитывая, что Cumhuriyet – издание кемалистское, это и камень в огород Эрдогана, сторонники которого как раз подчеркивали дипломатические успехи руководства Турции в ходе недавнего саммита НАТО.
«СП»: Как отмечал замдиректора департамента информации и печати российского МИД Андрей Настасьин, американские власти пригласили представителей Армении и Азербайджана на саммит НАТО, чтобы «оторвать» их от России. Так ли это? И куда уж дальше отрывать Азербайджан, он и так – под Турцией?
– Действительно, и Баку, и Ереван взаимодействуют с НАТО еще с 1990-х. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что и Москва тогда была в других отношениях с альянсом. Например, участницей программы «Партнерство во имя мира» Армения в 1994 году стала на несколько месяцев позже России.
Другое дело, что, например, на фоне охлаждения между Москвой и Ереваном сотрудничество Армении с НАТО и рядом игроков этого военного блока (например, США и Францией) активизируется. Баку также давно взаимодействует с альянсом. Понятно, что приглашение представителей этих стран на саммит НАТО – просто эпизод в продолжение тех же трендов.
«СП»: Недавно США и Армения объявили, что выведут свои отношения на уровень стратегического партнерства. Такой статус, в частности, у Штатов с Украиной. Позже Госдеп заявил, что в минобороны Армении будет работать американский советник. Это отрыв?
– Опять же, это развитие уже существующих трендов, переговоры о более тесном взаимодействии США и Армении в оборонных вопросах велись и ранее. Это может ускорить отдаление Еревана от Москвы, но причины возникли ранее – в том числе, с началом серьезного охлаждения между Россией и Арменией, вышедшем на новый уровень, как минимум, с конца 2022 года.
«СП»: Как далеко может зайти «стратегическое партнерство» Армении и США, не мешая ее членству в ОДКБ. И когда вступит с ним в противоречие?
– Собственно, напрямую Устав ОДКБ регламентирует только ситуацию, когда члены этого блока принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск или объектов военной инфраструктуры государств, не входящих в организацию.
Даже возможность таких действий не отрицается, а лишь оговаривается, что такое решение должно приниматься «после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими государствами-членами». Об этом говорится в ст. 7 Устава организации.
На практике – скорее всего, взаимодействие Вашингтон-Ереван, в том числе, по оборонным вопросам, в ближайшей перспективе будет развиваться.
При этом формально выходить из ОДКБ Армения, скорее всего, спешить не станет, так как этот вопрос может быть дополнительным поводом для политического торга Еревана как с США, так и с Россией.
«СП»: А как насчет «второго фронта», он возможен? Кажется, пока нет никаких признаков обострения. Стороны говорят о готовности подписать мирный договор. Могут ли американцы сорвать этот процесс? Из-за чего может начаться война. И насколько это будет критично для ее сторон, особенно – для России?
– В статье Cumhuriyet термин «второй фронт» трактуется достаточно обтекаемо. Это можно понимать и в расширительном смысле – создания проблем для России в определенном регионе.
Что касается риска втягивания Москвы в потенциальный вооруженный конфликт между Баку и Ереваном, можно вспомнить, например, что достаточно заметные всплески вооруженной эскалации между Азербайджаном и Арменией в последние годы происходили и непосредственно в приграничной зоне: напряженность вокруг Черного озера в 2021 году или приграничные бои в сентябре 2022-го. К втягиванию России в такое вооруженное противостояние это тогда не привело.
Стоит учитывать, что обязательства в оборонной сфере – это не механизм, который «включается» автоматически. Без воли политического руководства он не работает. При крайне прохладных в данный момент отношениях между Москвой и Ереваном очевидно, что Россия не стала бы вмешиваться в вооруженный конфликт с участием Армении, если бы таковой произошел. Это, наверняка, понимают и в США.
В целом же, риск масштабного вооруженного конфликта между Баку и Ереваном сейчас снижен. Хотя отдельные приграничные инциденты могут происходить.
«СП»: Что сегодня Москва может сделать, чтобы предотвратить этот сценарий? И что реально делает?
– Москва, скорее, будет следить за ситуацией и, вероятно, анализировать сценарии, при которых к власти в Армении могли бы прийти более ориентированные на сближение с Россией силы. Но стоит учитывать, что Никол Пашинян смог удержать контроль над внутриполитической ситуацией уже в ходе нескольких серьезных всплесков протестных настроений в стране.
Возможно, более сложным вызовом для него станут парламентские выборы 2026 года.