В коллекции трофеев СВО появился беспилотник с реактивным двигателем

Российским военным инженерам удалось захватить и исследовать новый украинский БПЛА, оснащенный реактивным двигателем, пишет специализированное издание Eurasian Times.

В коллекции трофеев СВО появился беспилотник с реактивным двигателем
© Свободная пресса

За последние два года украинские дроны-камикадзе и барражирующие боеприпасы дальнего действия неоднократно проникали глубоко в воздушное пространство России для нанесения ударов по объектам военной и энергетической инфраструктуры. Этими атаками, пишет в Eurasian Times Виджайндер Тхакур, бывший пилот Jaguar ВВС США, в некоторой степени компенсировалась неспособность ВСУ использовать западные ракеты большой дальности. Натовцы категорически запретили применять Storm Shadow, SCALP, Excalibur, Brimstone по суверенной российской территории.

Успешный захват усовершенствованного украинского беспилотника с реактивным двигателем даст России возможность проанализировать программные коды. Дело в том, что в автономных дронах дальнего действия алгоритмы нацеливания и уклонения записаны в микрочипах. Следовательно, российские военные инженеры «выпытают» у захваченного БПЛА, как он уклоняется от ПВО и РЭБ. А значит, противодействие террористическим атакам будет намного более эффективным.

Использование реактивного двигателя удорожает беспилотник и уменьшает дальность полета (поскольку требуется больше топлива), но у него есть другие преимущества. Eurasian Times цитирует Дмитрия Кузякина, генерального директора Центра комплексных беспилотных решений: при приближении к зоне ПВО или РЭБ беспилотник, как наблюдается, набирает скорость. При наличии у БПЛА реактивного движка разгон осуществить проще.

Центр комплексных беспилотных решений специализируется на полном цикле боевого применения FPV-систем, от обучения пилотированию до производства самих беспилотников. За последние годы компания создала линейку боевых FPV-дронов. Одно из самых известных детищ – «Джокер-10», который может нести полезную нагрузку до 5 кг со скоростью до 100 км/ч. А без полезной нагрузки беспилотник может разгоняться до 200 км/ч.

Украинские дроны-камикадзе большой дальности обычно оснащены винтовой силовой установкой, пишет Eurasian Times.

Ukrjet UJ-22 Airborne – одномоторный беспилотник с тяговым (носовым) винтом и обычной конструкцией планера. Длина 3,7 м и размах крыльев 4,2 м делают его одним из крупнейших дронов-камикадзе на вооружении ВСУ. Он может нести 20-килограммовую бомбовую нагрузку на дальность 800 км.

UJ-26 Beaver имеет акулоподобный корпус, гладкий фюзеляж и перевернутое хвостовое оперение. Оснащенный хвостовым двигателем с толкающим винтом, он может доставить 20 кг взрывчатки на дальность 1000 км. Украинские боевики использовали как UJ-22, так и UJ-26 для нанесения ударов по Москве и ее окрестностям.

Есть еще AQ-400 Scythe («Коса»), который разработан компанией Terminal Autonomy. Дрон имеет коробчатый фюзеляж и тандемные крылья, оснащен хвостовым двигателем с толкающим винтом. Может нести 32 кг полезной нагрузки на дальность до 750 км.

Виджайндер Тхакур пишет, что, как правило, украинские дроны-камикадзе дальнего действия действуют на малых высотах, чтобы свести к минимуму обнаружение российскими радарами. Однако если РЛС размещены близко друг к другу, беспилотнику не проскользнуть.

БПЛА с реактивным двигателем, как показывает мировой опыт, менее подвержены ракетному поражению. Причина в более высокой скорости, за счет чего их сложнее обнаруживать и отслеживать (в сравнении с тихоходами с винтовым приводом).

Самый известный украинский БПЛА с реактивным двигателем – UJ-25 Skyline. Он разработан на основе беспилотника-мишени UJ-23 «Топаз», пишет американский эксперт по вооружениям Джозеф Тревитик в статье для WarZone. Компания Ukrjet, создавшая дрон, заявила, что он может быть сконфигурирован для выполнения задач разведки, наблюдения и рекогносцировки.

О разработке UJ-25 впервые объявил министр цифровой трансформации Михаил Федоров в сентябре 2023 года. БПЛА спроектирован как барражирующий боеприпас, способный длительное время оставаться в воздухе, прежде чем поразить цель. Оба беспилотника визуально выглядят как ракеты, с крыльями прямой стреловидности, V-образным оперением и воздухозаборниками, установленными сверху в задней части фюзеляжа.

Известно, что UJ-25 Skyline использовался украинскими террористами как минимум при нанесении одного удара – по Бердянску в декабре прошлого года. Как пишет WarZone, появились фотографии и видео UJ-25, который врезался в крышу жилого дома. Однако ни одна боеголовка, которую он мог нести, не сдетонировала. Ранее ВСУ неоднократно пытались атаковать российские корабли в порту Бердянска и военный аэродром.

Украина использовала и несколько западных БПЛА с реактивным двигателем против российских целей, в том числе британские Banshee. 7 февраля 2024 г. в российских соцсетях появились фотографии неопознанного разбившегося дрона-камикадзе с реактивным двигателем и подфюзеляжным задним воздухозаборником.

А 27 июня в открытый доступ выложили снимки еще одного разбившегося украинского дрона с реактивным двигателем. Его, как пишет Виджайндер Тхакур, удалось опознать по двигателю китайского производства Swiwin SW140B.