Войти в почту

Получив вместо обещанной НАТО армады штатовских F-16 дырку от бублика, Киев вспомнил про шведские Gripen

По справедливому замечанию издания American Thinker (США), НАТО и Киев в отчаянии от того, что тяжелым нокаутом «проигрывают прокси-войну против России». Одним из наиболее заметных признаков этого всеобщего душевного расстройства наших смертельных врагов стали, на наш взгляд, их все более и более неприличные военно-политические метания с давно анонсированными поставками современных истребителей Воздушным силам ВСУ.

Получив вместо обещанной НАТО армады штатовских F-16 дырку от бублика, Киев вспомнил про шведские Gripen
© Свободная пресса

Вот извольте взглянуть, как волынка с отправкой первых боевых самолетов западного образца стала выглядеть хотя бы на протяжении последней недели. Сначала в прошлую среду на форуме НАТО госсекретарь Соединенных Штатов Энтони Блинкен попытался ободрить присутствовавшего в зале Владимира Зеленского, сообщив, что прямо в эти минуты якобы проходит передача украинским летчикам первой партии сильно подержанных многоцелевых истребителей типа F-16 из состава ВВС армий Дании и Нидерландов.

«Эти самолеты будут летать в небе Украины уже этим летом, чтобы обеспечить стране возможности продолжать эффективно защищаться от российской агрессии», — бодрился на форуме Блинкен.

Прошло всего несколько дней. И информированные западные источники конкретизировали: да, первые F-16 от Запада Украина действительно получает. Но – в просто смешном для столь масштабного конфликта количестве шести (!) боевых единиц. А до конца года если и пополнится еще, то не более, чем двумя десятками таких же боевых самолетов. Что будет дальше с пополнением Воздушных сил ВСУ – вообще в густом тумане.

Судя по всему, Зеленский тут же пришел в почти нескрываемое бешенство от таких почти издевательских в отношении Украины известий. И его легко понять. Обещанное Блинкеным летнее подкрепление ВСУ оказалось даже меньше, чем, допустим, одномоментные потери украинских Воздушных сил от удара нашими «Искандерами» по аэродрому Миргород, состоявшемуся всего пару недель назад, 1 июля. Когда, напомню, на самолетных стоянках русскими кассетными боеприпасами были уничтожены пять и тяжело повреждены еще два вражеских Су-27.

Буквально на другой день в интервью штатовскому телеканалу Зеленский очевидно в пику Блинкену заявил, что столь скромное количество F-16 не будет иметь никакого значения для хода и исхода боевых действий. Учитывая, сколько боевых самолетов использует Россия «на территории Украины».

«Даже если у нас их (F-16 – «СП») будет пятьдесят - это ничто. У российской армии подобных боевых машин 300 единиц. Поскольку мы обороняемся, нам нужно их хотя бы 128», — не на шутку разошелся главарь «страны 404». И продолжил: пока у Украины не будет такого количества F-16, «мы не сравнимся с россиянами в небе». Естественно – с соответствующими последствиями для фронта и общими перспективами Киева в битве на земле.

Конечно, было бы любопытно узнать: как вообще в Киеве могло родиться столь на диво точное число потребных, как выясняется, Зеленскому для победы над Россией истребителей? Ведь, допустим, всего год назад, в мае 2023 года, начальник авиации Воздушных сил ВСУ генерал Сергей Голубцов в интервью «Украинской правде» минимальные потребности подчиненных ему войск в F-16 оценивал в минимум «3-4 эскадрильи, состоящие из 12–16 самолетов каждая».

То есть – Голубцову тогда было необходимо хотя бы от 36 до 64 таких боевых самолетов. И то лишь ради того, чтобы, внезапно для русских концентрируя их на определенных участках фронта, попытаться добиваться пусть локального, пусть временного, но все же превосходства в воздухе.

«Если мы понимаем, что против нас группировка, скажем так, 50 эскадрилий и 39 аэродромов, с которых они выполняют задачи, конечно, нам хотелось бы больше. Но если это будет хотя бы 3–4 эскадрильи, я думаю, что на отдельном направлении мы сможем завоевать преимущество в воздухе и заставить врага вообще отказаться от тех ударов, которые они сейчас наносят на определенном участке, на определенной полосе обороны, — рассуждал Голубцов.

Свои расчеты на ту же тему давно сделал и Запад. Видимо по недостижимому пока для Зеленского принципу «… и ни в чем себе не отказывай».

«В идеале Украине необходимо не менее 12 эскадрилий F-16. Что эквивалентно 216 самолетам, если она хочет успешно развивать воздушную поддержку наземных операций, выделив по четыре эскадрильи на подавление ПВО, перехват и противодействие другим воздушным действиям», - насчитали натовские стратеги-теоретики.

Теперь вы понимаете плохо скрываемое отчаяние Владимира Николаевича при виде подвешенной перед его носом натовской «морковки» из ничтожных шести американских истребителей? Как говорится: «Не смешите мои «Искандеры»!

Та дареная датчанами и голландцами жалкая шестерка F-16, если она рискнет все же хотя бы изредка полетать над Украиной, до конца лета просто не доживет. Будет перебита. И если у нас все достаточно аккуратно с этими самолетами получится, не исключено – когда-нибудь ее обломки выставят в качестве боевых трофеев в Москве на Поклонной горе.

Рядом со всякими там продырявленными «Абрамсами» и «Брэдли». Которые, кстати, тоже родом из Штатов.

Полагаю, даже сам Киев в таком исходе пополнения ВСУ нисколечко не сомневается. Отчего мгновенно впал в заметное уныние. Но, надо отдать ему должное, все же руки по швам не опустил.

Замруководителя Офиса украинского президента Игорь Жовква в минувшие выходные объявил, что его страна возобновляет переговоры со Швецией об одновременной с F-16 поставке оттуда Украине партии многоцелевых истребителей JAS 39 Gripen («Грифон»), которые разработала и производит шведская компания Saab. И это тоже по-своему удивительно.

Дело в том, что со шведами по их «Грифонам» режим Зеленского пытается договориться давно. Год назад, в августе 2023 года, тогдашние министр обороны Украины Алексей Резников и прежний командующий Воздушных сил ВСУ генерал-лейтенант Николай Олещук посещали Швецию «с целью тестирования Gripen».

Олещук тогда публично подтвердил то, что большинство из нас и так уже знает: его Повітряні сили в их нынешнем состоянии ничего не могут противопоставить в бою с российскими ВКС. Поэтому, мол, небо Украины пока для русских распахнуто настежь. Что для Киева ставит под сомнение исход боевых действий в целом в свою пользу.

По словам генерала Олещука, украинские самолеты, как правило, оказываются под угрозой уничтожения сразу же после того, как колеса их шасси отрываются от бетонки ВВП. «Наш самолет не успевает подняться с аэродрома, как уже находится в зоне поражения истребителя противника… Наши самолеты, когда идут на удар, они ежеминутно обстреливаются. Во время задания каждый раз по каждому нашему пилоту идет от 5 до 9 самолетов (русских — „СП“) разных типов», — пожаловался командующий.

По итогам командировки было официально доложено, что ВСУ «будут бороться» за шведский истребитель.

А что? Вещь хорошая. Вот что пишет по этому поводу американское интернет-издание Military Watch: «Одной из заметных сильных сторон Gripen в Восточной Европе является его способность действовать с импровизированных взлетно-посадочных полос, включая короткие дороги, поскольку российские крылатые и баллистические ракеты, включая гиперзвуковые платформы, в противном случае поставили бы авиабазы на этих территориях под угрозу, что могло бы нанести ущерб способности более тяжелых истребителей действовать в воздухе».

А еще Gripen не очень требователен к качеству наземного обслуживания. Как уверяют производители, заправить и перевооружить этот самолет можно за 10 минут. С чем вполне справится команда из одного опытного техника и пяти его не слишком обученных помощников.

Ясно, что столь немногочисленный наземный персонал на почти любых вертолетах легко заранее перебрасывать вслед за беспрерывно меняющими места базирования истребителями куда угодно. Хоть на далекие автострады, хоть на давно лишенные нормального финансирования на Украине сугубо гражданские аэродромы.

Кроме того, Gripen оказался первым в мире боевым самолетом, готовым почти на равных драться на дальностях, сопоставимых с аналогичными возможностями наших Су-35.

Потому что на него первого подвесили все необходимое для применения в воздушных боях достаточно дальнобойной ракеты MBDA Meteor класса «воздух-воздух». Она к 2013 году была создана консорциумом из конструкторов Франции, Великобритании, Швеции, ФРГ, Испании и Италии.

По мнению многих экспертов, получилось действительно очень качественное оружие. Несмотря на то, что радиус его действия значительно уступает российской ракете Р-37М (их 200 км против наших примерно 300 км), снаряженная прямоточным воздушно-реактивным двигателем Meteor на всем протяжении полета развивает высочайшую скорость до 4,5 Мах. К тому же обладает отличными возможностями маневрирования и наведения на конечном этапе полета.

В совокупности эти качества шведского JAS 39 Gripen просто не могли не заинтересовать Киев. Но с точки зрения Киева и Стокгольма препятствий для заключения сделки оказалось два. Первое: у самих шведов таких машин всего в составе ВВС около сотни. Новых «Грифонов» быстро не наклепаешь, нужны годы.

Отдать часть собственных строевых самолетов Украине? Это не очень-то возможно с учетом нарастающей напряженности между НАТО и Россией над бассейном Балтийского моря. И особенно – в районе Калининграда и Финского залива.

А вторая головная боль уже чисто украинская. Если поставить в строй ВСУ одновременно и F-16 , и Gripen, проблем с техническим и тыловым обслуживанием не оберешься. А ведь в перспективе французы твердо обещают Киеву еще и свои Mirage 2000. Для каждого необходимо различные испытательные стенды, запасные части, топливо, виды масел, боеприпасов и прочего. Учебные классы с тренажерами для подготовки наземного персонала, наконец. Где всего этого понабраться в достаточном количестве?

Итогом украинско-шведских терзания по этому поводу стало недавно сделанное официальное заявление министра иностранных дел Швеции Тобиаса Биллстрема, что, мол, стремление остановить работы над поставкой истребителей-бомбардировщиков поколения 4+ JAS 39 Gripen связано с желанием самого Киева.

Который, дескать, принял решение поставить на паузу возможную передачу киевскому режиму этих самолетов тем, что «Украина пришла к выводу, что одновременно иметь два истребителя — и F-16, и Gripen — слишком дорого».

Понятно, что каждое из этих слов шведа было согласовано с администрацией Зеленского. Поскольку никаких опровержений оттуда не последовало.

Но вот теперь пан Жовква отчего-то делает большие глаза: ««Я никогда не слышал, чтобы украинцы отказывались от истребителей Gripen. Напротив, это тема, которую мой президент постоянно поднимает перед руководством Швеции».

Словом: «Эта песня хороша, заводи сначала». Раз история с грозной армадой заокеанских F-16 на Украине фактически превратилась в «тыкву», попробуем выпросить им в помощь хотя бы малость «Грифонов».

И знаете сколько? В прессу эти данные просочились только что: Киев согласен и на 12 единиц истребителей Gripen. Что, таким образом более, чем в четыре раза меньше, чем военно-воздушное «ничто», про которое обиженный Вашингтоном Зеленский на прошлой неделе растолковывал журналистам за океаном.