Настоящий танкист: исполняется 80 лет легендарному генералу Сергею Маеву
Исполнилось 80 лет Сергею Александровичу Маеву. Его имя известно любому человеку, хоть как-то связанному с бронетанковой техникой. А танкисты-профессионалы его не только знают очень хорошо, но и уважают за исключительный профессионализм и редкие для людей такого уровня человеческие качества - прежде всего за честность и смелость в отстаивании точки зрения, которая всегда оказывалась верной, а еще за большую человеческую доброту.
Родился Сергей Маев 13 июля 1944 года в Граховском районе Удмуртии, как он сам вспоминает, в дружной и работящей семье Александра Сергеевича и Натальи Ивановны Маевых. Его родители занимались лесозаготовкой. Тогда это было почти стратегическая отрасль - качественной древесины стране требовалось, наверное, больше, чем чугуна и стали.
Поработал лесозаготовителем и старшеклассник Сережа Маев во время своих летних каникул. По его словам, более тяжелого физического труда он в жизни больше не встречал.
Как-то в школе ему на глаза попался плакат, изображавший танкиста в черном комбинезоне и ребристом шлемофоне. Словно молнией пронзило. Стану только танкистом - решил подросток. И судьба будто услышала - и все в его жизни начало складываться так, что от брони, ревущих моторов и перепачканных грязью гусеничных траков ему уже было не уйти.
С.А. Маев с ветеранами-испытателями танкового "Полигона" в Кубинке. Фото: Сергей Птичкин/ РГ
В 1961 году сразу после окончания средней школы поступил в Омское танко-техническое училище. В 1964 году двадцатилетнего техника-лейтенанта Сергея Маева направляют проходить службу зампотехом танковой роты в ГСВГ - Группу Советских Войск в Германии. Служил на севере ГДР в городе Шверин.
В 1967 году в звании старшего лейтенанта сдал экзамены и был зачислен слушателем Военной академии бронетанковых войск им. Маршала Советского Союза Р.Я Малиновского. Случай, надо сказать, неординарный - поступать в военные академии обычно направляли офицеров, имевших гораздо более высокие звания. Наверное, судьба.
Академию окончил с отличием в 1972 году, был назначен заместителем командира батальона Гвардейского танкового полка по технической части 4-й Гвардейской танковой Кантемировской дивизии, расквартированной в г. Наро-Фоминск Московской области.
Бытовала такая поговорка: если в Кантемировскую дивизию попал - гордись, а если не попал - радуйся. Служить в дивизии, которую иногда называли "придворной", было действительно тяжело. Она никогда не была "при дворе", но свой гвардейский статус должна была подтверждать ежедневно.
Годы службы в Кантемировке Сергей Александрович вспоминает, как одни из лучших в своей жизни. А память о нем в истории этого прославленного соединения хранится до сих пор. И на всех торжественных мероприятиях в дивизии - он желанный гость.
В 1982 году решением Военного совета Московского военного округа подполковник-инженер Маев Сергей Александрович зачислен слушателем Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Советского Союза им. К.Е. Ворошилова. И это стало переломным моментом в его военной биографии. Он вошел в элиту Вооруженных Сил. Причем, в воюющую элиту - уже шла война "за речкой", в Афганистане.
Академию Генштаба С.А. Маев окончил в 1984 году, а с 1985 по 1987 служил в Ограниченном контингенте Советских войск в Афганистане заместителем командующего 40-й армией по вооружению. Лично принимал непосредственное участие в шести боевых операциях. За проявленные мужество и героизм награжден двумя Орденами Красной Звезды.
С.А. Маев в Кубинке после осмотра танка "Алеша". Фото: Сергей Птичкин/ РГ
Афганистан заставил его, как самому казалось, все знавшего о бронетехнике, во многом по-новому посмотреть на роль и реальные возможности танков и бронетранспортеров в условиях реального боя. Именно в Афганистане Сергей Александрович пришел к убеждению о необходимости создания боевой машины поддержки танков. Мало кто его понял и поддержал. Однако Маев был уверен в своей правоте и бился за БМПТ еще очень долго. Сегодня машину, получившую имя "Терминатор", имеет только Российская армия. Хотя, надо признать, роль ее в современной войне до конца еще не осознана. А ведь боевое могущество и возможности БМПТ в зоне СВО подтверждены многократно.
После Афганистана служба Сергея Александровича проходила в Закавказском военном округе. На этот период пришлось страшное землетрясение в Спитаке, унесшие более 25 тысяч человеческих жизней. Уже через семь часов после землетрясения Маев находился в эпицентре стихийного бедствия. В Москву он убыл 31 января1989 года. В СССР наступало переломное время.
Уникальность службы Сергея Александровича заключается в том, что он прошел все ступени армейской службы по своему направлению, от заместителя командира танковой роты по технической части до заместителя Главкома Сухопутных войск Советской армии и начальника эксплуатации вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации.
С 1989 по 1996 год С.А. Маев - заместитель Главкома Сухопутными войсками по вооружению. В 1992 году ему присвоено звание генерал-полковник.
Это был наиболее тяжелый период в истории нашей страны. Рушился Союз. Единые еще вчера Вооруженные Силы растаскивались по национальным республикам. Все это осложнялось необходимостью вывода огромного количества военной техники с территории Германии, Чехословакии, Венгрии, Польши, Монголии на территорию нашей страны. Сотни тысяч единиц вооружения и военной техники необходимо было распределить, отремонтировать, обслужить и поставить на хранение на различные базы вооружения и военной техники, созданные на территории нашей страны. И всем этим занимался в силу своих служебных обязанностей Сергей Александрович Маев.
Кровавые события в Чечне и наведение конституционного порядка на Северном Кавказе тоже не прошли мимо этого человека.
С 1996 по 2004 год генерал-полковник С.А. Маев возглавлял Главное автобронетанковое управления и одновременно был начальником эксплуатации вооружения и военной техники Министерства обороны РФ.
С.А. Маев на одной из выставок "Евросатори" осматривает новейшую 130-мм пушку для перспективного "Леопарда". Фото: Сергей Птичкин/ РГ
Стоит уточнить, что на начальника ГАБТУ возлагается ответственность за состояние вооружения и военной техники. В том числе за разработку новых образцов автобронетанковой техники, ее производство на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и обеспечение новой техникой всех видов и родов войск нашей страны. Но это когда в стране все нормально. А что было у нас? Лихие девяностые. Вопрос о новой технике не стоял. Вопрос был: а нужна ли нам мощная армия вообще и бронетехника, в частности. Многие власть имущие, в том числе, определявшие военную политику, тогда утверждали, что времена крупных военных конфликтов прошли. Вооруженные силы должны быть компактными, почти декоративными. А бронетехника - вообще свой век отжила, стальные динозавры нам не нужны.
С позиции сегодняшнего дня кажется невероятным, каким образом начальнику ГАБТУ удалось не только сохранить танковую мощь России, но и уберечь многие направления по усилению этой мощи. В усеченном виде, но продолжились опытно-конструкторские работы по созданию новых образцов, по глубокой модернизации имевшейся бронетехники. И та бронированная техника, которая лучше всего сегодня проявляет себя в СВО, существует в Российской армии в немалой степени благодаря Сергею Александровичу Маеву. Благодаря тому, что именно он возглавлял ГАБТУ в самое непростое для этого Управления время.
В 2007 году Указом Президента Российской Федерации Сергею Александровичу присвоен высший классный чин - "Действительный государственный советник 1-го класса". Уволившись из Вооруженных сил по возрасту, С.А. Маев вполне успешно трудился на ответственных государственных должностях. Но в душе все равно оставался танкистом.
Сергей Александрович посещал почти все международные выставки, где демонстрировалась бронетехника. И его суждения по качеству танков, которые сегодня производят многие страны, всегда отличались глубоким знанием предмета. Поэтому к его мнению прислушивались и наши конструкторы, и зарубежные, если у них такая возможность представлялась. Я сам был свидетелем интересного разговора Маева и немецкого офицера-танкиста, имевшего большой стаж службы. Немец в итоге признал, что даже "Леопард" новейшей модели вряд ли выиграет дуэльный бой с модернизированными Т-90 или Т-80. СВО это подтвердило.
С.А. Маев на выставках всегда знакомился не только с бронетехникой НАТО, но и со средствами поражения танков. Фото: Сергей Птичкин/ РГ
Сергей Александрович внимательно следит за тем, как показывает себя российская бронетехника в ходе спецоперации. Анализирует полученную информацию. И пытается донести ее до воюющих танкистов и их командиров.
В прошлом году на День танкистов в сентябре он был в 38-м НИИИ БТВТ в Кубинке. Там впервые открыто показали ставший уже знаменитым танк Т-80БВ "Алеша". После осмотра танка Маев переговорил с танкистами-испытателями. Разговор шел на профессиональном языке. К слову, на полигоне в Кубинке сейчас полным ходом идут испытания привезенной из зоны СВО бронетехники НАТО.
Хочется еще раз повторить, то что 38-й НИИИ БТВТ - знаменитый "Полигон" - сохранился и продолжает свою научно-исследовательскую и испытательную деятельность - заслуга в первую очередь Сергея Александровича Маева.
Сегодня генерал-полковник в отставке С.А. Маев работает в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте "НАМИ" в должности исполнительного директора по спецпроектам.
С.А. Маев всегда с интересом осматривал на международных выставках немецкую бронетехнику. Фото: Сергей Птичкин/ РГ
Кстати, Сергей Александрович лично руководил коллективом по созданию уникального парадного кабриолета "Аурус Сенат" из линейки "Единой модульной платформы" для Вооруженных сил Российской Федерации. Сегодня именно на нем принимают парады Победы.
В настоящее время С.А. Маев является куратором семи опытно-конструкторских работ в рамках государственного оборонного заказа для нужд силовых ведомств. Связь с защитниками Отечества он не потерял.
"Российская газета" сердечно поздравляет Сергея Александровича с юбилеем. Желаем крепкого здоровья и успехов в дальнейшей плодотворной работе на благо Родины.