Танк КВ: производство и боевое применение. Чем КВ неприятно поразили финнов и немцев
Танк КВ стал основным советским тяжелым танком к началу Великой Отечественной войны. «Кавэшки» (как их ласково называли в Красной армии) стали для немцев неприятным сюрпризом на поле боя: броня не пробивалась на дальних дистанциях противотанковыми орудиями и танковыми пушками вермахта. Однако создававшиеся как танки прорыва, КВ использовались в основном в оборонительных боях, а с появлением в вермахте «тигров» и «пантер» морально устарели и уступили место танкам ИС, занявшим нишу главных тяжелых советских танков во второй половине войны. «Лента.ру» рассказывает о создании и боевом применении КВ.
История создания
Пятибашенный монстр Т-35
Незадолго до начала Второй мировой руководство Красной армии пришло к пониманию, что в будущей войне войскам нужны современные тяжелые танки для прорыва вражеской обороны.
Состоящий на вооружении РККА 58-тонный пятибашенный Т-35 хорошо смотрелся на парадах и даже был использован при оформлении медали «За отвагу», но в реальном бою был крайне сложен в управлении. Командир танка был не в состоянии управлять огнем пяти башен (три орудия и пять-семь пулеметов), расположенным в два яруса и руководить экипажем в 9-11 человек (в зависимости от модификации).
В сочетании со слабой броней, громадными размерами и низкой скоростью «сухопутный дредноут» был отличной мишенью на поле боя. Все это заставило советских танковых конструкторов искать новые решения.
В августе 1939 года на ленинградском Кировском заводе под руководством главного конструктора Жозефа Котина были готовы три опытных образца, вооруженных 76-миллиметровыми пушками: двухбашенный 58-тонный Т-100, двухбашенный 56-тонный «Сергей Миронович Киров» (СМК) и в качестве эксперимента однобашенный 43-тонный У-0 (установочная серия нулевого образца).
СМК, как Т-100, планировался трехбашенным, но, чтобы не перегружать ходовую часть, было решено отказаться от одной из башен. При этом выяснилось, что длинный корпус танку не нужен, и его сократили на два опорных катка.
Первый бой новых танков
Все три машины осенью 1939-го прошли полигонные испытания, а с началом советско-финской войны 1939-1940 годов были отправлены на фронт, где их передали в распоряжение командования 20-й тяжелой танковой бригады.
Первый бой танки приняли 17 декабря 1939 года, поддержав атаку 245-го стрелкового полка при прорыве Хотиненского укрепрайона линии Маннергейма. «Сергей Миронович Киров» подорвался на мине и простоял на месте почти до конца войны. Экипаж Т-100 эвакуировал танкистов из СМК в тыл, успешно заведя свой заглохнувший в бою мотор.
Успешнее всего действовал У-0, который оказался маневреннее более тяжелых собратьев. При этом выяснилось, что 76-миллиметровая пушка отлично расправляется с бронетехникой и пехотой противника, но является недостаточно мощной для борьбы с дотами, и для этих целей требуется 152-миллиметровая гаубица.
Принятие на вооружение КВ
19 декабря 1939 года совместным решением Политбюро ЦК ВКП (б) и Советом народных комиссаров СССР танк У-0 был принят на вооружение Красной армии под названием «Клим Ворошилов» — в честь тогдашнего наркома обороны страны.
При этом танк с 76-миллиметровой пушкой получил индекс КВ-1, а со 152-миллиметровой гаубицей — КВ-2. Несколько выпущенных кавэшек успели в конце войны принять участие в боях с финнами.
Тактико-технические характеристики КВ-1
Длина корпуса КВ-1 составляла 6,675 метра, ширина — 3,320 метра, высота — 2,710 метра. Боевая масса ко второй половине 1941 года возросла до 47,5 тонны. В том числе за счет того, что на башни и бронеплиты танков устанавливали 25-миллиметровые броневые экраны в качестве защиты от немецких зенитных орудий. Максимальная скорость КВ-1 по шоссе составляла 34 километра в час, по пересеченной местности — 15 километров в час.
Танк получил дизельный двигатель В-2К мощностью до 600 лошадиных сил и пятиступенчатую коробку передач. Бронирование лобовой башни составляло 75 миллиметров, маски орудия — 90 миллиметров. Емкость топливных баков доходила до 615 литров.
КВ-1 был вооружен 76-миллиметровой пушкой: Л-11 (боекомплект 77 выстрелов) с длиной ствола калибра 30,5 миллиметра образца 1939 года, Ф-32 с длиной ствола калибра 31,5 миллиметра образца 1939 года, Ф-34 (100 выстрелов) с длиной ствола калибра 41,5 миллиметра образца 1940 года или ЗИС-5 с длиной ствола калибра 31,7 миллиметра образца 1941 года (116 выстрелов).
На танк устанавливались три 7,62-миллиметровых пулемета ДТ-29 (спаренный с пушкой, курсовой и кормовой).
Экипаж состоял из пяти человек: командира, механика-водителя, наводчика, заряжающего и радиста-пулеметчика. Радист и мехвод размещались внизу танка, в отделении управления, при этом первый располагался слева, а второй — по центру. Входной люк находился над головой радиста.
В боевом управлении, в башне, находились рабочие места наводчика и командира, слева и справа от орудия, за командиром размещался заряжающий. Для посадки экипажа в башню имелся один люк.
Тактико-технические характеристики КВ-2
Длина корпуса КВ-2 была 6,950 метра, ширина — 3,320 метра, высота — 3,250 метра. Боевая масса составляла 52 тонны. Танк был вооружен 152-миллиметровой гаубицей М-10Т, образца 1938-1940 годов (36 выстрелов) и тремя 7,62-миллиметровыми пулеметами ДТ.
Экипаж состоял из шести человек: командир танка, наводчик, заряжающий, помощник заряжающего, механик-водитель и стрелок-радист. Два последних располагались внизу, а в башне находились четыре других танкиста: слева от пушки размещались наводчик и заряжающий, справа — командир и помощник заряжающего.
Серийное производство КВ и боевое применение
Серийное производство тяжелых танков КВ началось с февраля 1940-го на Кировском заводе. С июля 1940 года кавэшки начали выпускать и на Челябинском тракторном заводе. КВ-1 производился до лета 1942 года (общее число 3165 единиц), КВ-2 — до июля 1941-го (204 бронемашины).
С 22 июня 1941 года, с началом Великой Отечественной войны кавэшки приняли участие в боях, произведя глубокое впечатление на немецких танкистов и артиллеристов: на дальних дистанциях советский тяжелый танк практически не пробивался танковыми орудиями и противотанковыми пушками противника, которому приходилось использовать для этих целей 88-миллиметровые зенитки и 105-миллиметровые гаубицы.
Победы советских танкистов
В умелых руках танки КВ были грозной силой, задерживая иногда на двое суток продвижение врага.
24 июня 1941 года танк КВ-1 из состава 4-го танкового полка 2-й танковой дивизии РККА почти сутки сдерживал танковую группу полковника Эрхарда Рауса (около 3500 человек) из 6-й немецкой танковой дивизии, перекрыв солдатам вермахта единственную проходимую дорогу на литовский город Расейняй и фактически отрезав их от основных сил германского соединения.
В ходе 20-часового сражения советские танкисты уничтожили несколько 50-миллиметровых противотанковых орудий и одну 88-миллиметровую зенитку, но и сами в итоге погибли.
Похожая ситуация сложилась у деревни Лесняки недалеко от белорусского города Волковыска, когда 27 июня 1941-го другой советский КВ-1 в течение нескольких часов сдерживал части 263-й пехотной дивизии вермахта.
20 августа 1941 года у совхоза Войсковицы в Красногвардейском (ныне Гатчинском) районе Ленинградской области отличился танк КВ-1 под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова из засады за час уничтоживший 22 немецких танка. Всего же в тот день рота Колобанова, состоящая из пяти кавэшек, вместе с пехотой подбила 43 вражеские бронемашины.
В составе советских мехкорпусов КВ участвовали в танковом сражении в районе Дубно — Луцк — Броды 25-30 июня 1941 года, сорвав попытку противника пробиться к Киеву.
Неудачная эксплуатация КВ
Вместе с тем в оборонительных сражениях лета 1941-го КВ не смог стать танком прорыва вражеских укреплений, в том числе по причине сырости конструкции — трансмиссия часто выходила из строя, и в условиях отступления тяжелые танки, получившие даже незначительные поломки, приходилось бросать.
Хромала и подготовка экипажей. По итогам боевых действий 8-го механизированного корпуса РККА в период с 22 по 26 июня 1941 года, отмечалось:
Водительский состав боевых машин КВ и Т-34 в основном имел стаж практического вождения от трех до пяти часов. За весь период существования корпуса боевая материальная часть и личный состав полностью на тактические учения не выводились и не были практически проверены как по вопросам маршевой подготовки, так и по действиям в основных видах боя
Огнеметная модификация
29 декабря 1941-го на полигоне в Кубинке прошел испытания огнеметный танк, получивший индекс КВ-8, который серийно выпускался в 1942-1943 годах. Вместе с огнеметным танком ОТ-34 КВ-8 в составе отдельных батальонов огнеметных танков принимал участие в боях, поддерживая атаки пехотных частей.
Танкисты-огнеметчики хорошо зарекомендовали себя в уличных боях в Сталинграде осенью 1942 года. Командующий 62-й армией генерал-лейтенант Василий Чуйков отмечал итоги советской контратаки за 29 октября:
Захватить большое пространство не удалось, однако результаты получились внушительные: огнеметный танк сжег три вражеских танка, два средних — подавили противника в двух траншеях, где тотчас же закрепились наши стрелки
Конструктивные недостатки КВ
В целом ни КВ-1, ни КВ-2 не оправдали надежд военных. 5 июня 1942 года председатель Государственного комитета обороны СССР (ГКО) Иосиф Сталин в своем постановлении перечислил основные недостатки кавэшек. Большой вес КВ сокращает его боевое применение и усложняет эксплуатацию, недостаточная обзорность из-за неудобного расположения смотровых приборов затрудняет экипажу ведение боя. Вождь отметил проблемы с ходовой частью: «Недостаточная надежность коробки перемены передач вследствие недостаточной прочности шестерен первой и замедленной передач и картера; недостаточно интенсивная работа системы охлаждения двигателя, вследствие чего приходится часто производить переключение скоростей с высших на низшие, что приводит к сокращению средних скоростей движения и ограничивает возможность наиболее полного использования мощности двигателя». Сталин также подчеркнул: «Кроме этих основных дефектов из армии поступают сообщения о дефектах сборки и изготовления отдельных узлов, в особенности дизеля танка, что свидетельствует о еще не достаточном контроле за изготовлением и сборкой танков и нарушении техпроцесса».
Скоростная версия КВ-1С
Было решено модернизировать танк. Новая модификация, разработанная на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), получила индекс КВ-1С (скоростной) и 20 августа 1942 года была принята на вооружение Красной армии.
На КВ-1С до 60 миллиметров снизили толщину бортовой брони корпуса, установили башню уменьшенной конструкции, куда добавилась командирская башенка кругового обзора, поставили новую коробку передач и главный фрикцион, облегченные гусеничные траки и опорные катки.
Все это позволило снизить боевой вес танка до 42,3 тонны и увеличить скорость более чем до 43 километров в час. При этом кавэшки потеряли свое главное преимущество по сравнению со средними танками — мощную броневую защиту. В итоге по своим боевым возможностям КВ-1С почти сравнялся с Т-34.
На базе КВ-1С серийно выпускались огнеметный танк КВ-8С и самоходка СУ-152.
Появление КВ-85
После массового появления в 1943 году у немцев тяжелых танков Pz.Kpfw. Tiger (боевая масса 57 тонн, броня лба корпуса 100 миллиметров) с 88-миллиметровой пушкой и Pz.Kpfw. V Panther (боевая масса 44,8 тонны, броня лба корпуса 80 миллиметров), с 75-миллиметровым орудием, руководству Красной армии стало очевидно, что имеющиеся в войсках кавэшки морально устарели.
Было решено вооружить советский тяжелый танк 85-миллиметровой пушкой, снаряд которой пробивал лобовую броню «Тигра» на расстоянии до километра.
После заводских и государственных испытаний 46-тонная модификация танка под названием КВ-85, вооруженная пушкой Д-5Т (70 выстрелов), была одобрена ГКО, который 8 августа 1943 принял решение о серийном производстве на ЧКЗ нового варианта КВ.
Между тем на ЧКЗ активно разрабатывался новый тяжелый танк, получивший индекс ИС-1 («Иосиф Сталин»). От него конструкторы позаимствовали для КВ-85 более габаритную башню (броня лба башни и маски орудия составляла 100 миллиметров), расширив размер нижнего погона на крыше боевого отделения с 1535 миллиметров до 1800 миллиметров и вооружив 85-миллиметровой пушкой, от КВ-1С — ходовую часть и большую часть деталей бронированного корпуса.
Танк был вооружен тремя 7,62-миллиметровыми пулеметами, один из которых установили справа от механика-водителя, который мог вести из него неприцельный огонь. Это привело к уменьшению экипажа до четырех человек: радист-стрелок был уже не нужен, а радиостанцию разместили в башне, рядом с командиром танка. КВ-85 мог по шоссе развивать скорость до 41 километра в час.
Боевое применение КВ-85
КВ-85 стал первым советским танком, который мог поражать тяжелые немецкие танки на расстоянии до километра.
В отчете о боевых действиях 7-го отдельного гвардейского танкового полка — прорыва в период с 24 по 31 января 1944 года — отмечалось:
Занимая выгодные позиции (из-за стогов и строений) и подпустив противника на расстояние прямого выстрела, наши САУ и танки открыли огонь, расстроив боевые порядки противника. При этом было подбито шесть танков (три из которых «Тигр») и уничтожено до взвода пехоты. Чтобы ликвидировать прорыв немецкой пехоты из состава группировки был выделен танк КВ-85 под командованием старшего лейтенанта Кулешова, который гусеницами и огнем выполнил поставленную задачу
Где сейчас находятся КВ-1 и КВ-2
Тем не менее руководство Красной армии сделало выбор в пользу более перспективного ИС-1, и КВ-85 серийно выпускался на ЧКЗ лишь до октября 1943 года. Всего было выпущено 148 единиц.
Кавэшки воевали до самого конца войны, всего же в сражениях Великой Отечественной участвовали более четырех тысяч КВ различных модификаций.
Танки КВ-1 и КВ-2 можно посмотреть на открытой площадке Центрального музея Вооруженных сил в Москве.