Глава компании «АэроХит» рассказал о возможностях FPV-дрона «Велес»
До конца текущего года в серийное производство будет запущена новая модификация FPV-дрона «Велес» с системой донаведения на источник РЭБ. Об этом в интервью RT заявил генеральный директор компании «АэроХит» (Хабаровск) Виктор Яценко. По его словам, новый беспилотник будет способен самостоятельно засекать источник радиоизлучения и поражать его имеющимся на борту взрывным устройством. Базовая модель «Велес» представляет собой модульную беспилотную платформу, которая может использоваться как камикадзе и разведчик. FPV-дрон отличается от аналогов достаточно габаритной Ш-образной рамой и наличием ячеек для установки полезной нагрузки. Кроме того, БПЛА оснащается помехозащищённым каналом связи. «Велес» уже прошёл апробацию в Главном управлении инновационного развития Минобороны РФ и поставляется в добровольческий батальон им. Маргелова, дислоцированный в Херсонской области.
— Беспилотник «Велес» получил известность благодаря успешному применению на Херсонском направлении и недавнему включению компании «АэроХит» в обновлённый санкционный список США. Чем вы так не угодили американцам?
— Новость о подпадании под американские санкции для разработчиков БПЛА и других предприятий, помогающих фронту, давно превратилась в своеобразную награду и знак качества. Если Минфин США внёс нас в чёрный список, значит, мы хорошо работаем и действительно опасны для противника.
На нашу деятельность санкции серьёзного влияния не окажут. «АэроХит» активно наращивает инжиниринговые компетенции, налаживает сотрудничество и кооперацию с научными организациями и высокотехнологичными отечественными предприятиями. За счёт собственных возможностей и коллаборации мы планируем сократить до минимума долю китайских комплектующих в дроне «Велес» — вплоть до замены винтов и аккумуляторов на отечественные аналоги. Сейчас мы выпускаем порядка 500 дронов в месяц, но непременно нарастим это количество.
— Какое подразделение ВС РФ пользуется дронами «Велес»?
— Если можно так выразиться, наш целевой заказчик — это херсонский добровольческий батальон имени В.Ф. Маргелова. С помощью наших FPV-дронов бойцы уничтожают огневые точки, технику и оборудование противника, осуществляют эффективную разведку и корректировку артиллерийского огня. Также «Велесы» помогают пресекать регулярные попытки украинских боевиков высадиться на левый берег Днепра. Могу сообщить, что на счету операторов «Велеса» свыше 400 успешных боевых применений.
— Расскажите о беспилотнике «Велес». Чем он уникален?
— Производство «Велеса» началось сравнительно недавно — в конце прошлого года. Однако за этот период FPV-дрон получил очень хорошие оценки бойцов, руководства Херсонской области, прошёл аттестацию в ГУИР (Главное управление инновационного развития) Минобороны.
«Велес» представляет собой модульную платформу, которую в полевых условиях можно адаптировать под применение в качестве камикадзе, разведчика и беспилотника комплекса радиоэлектронной разведки (РЭР).
Подходящая для конкретной задачи полезная нагрузка устанавливается на «Велес» в специальные съёмные отсеки. При этом на большинстве FPV-дронов крепление бортового оборудования осуществляется с помощью винтов. Наверное, это некритично, но явно не очень удобно, так как занимает больше времени и требует наличия под рукой инструментов.
Ещё одна важнейшая особенность «Велеса» — так называемая Ш-образная рама. В ходе проектирования БПЛА инженеры «АэроХита» тщательно проанализировали плюсы и минусы ставшей традиционной для российских FPV-дронов крестообразной рамы. Как результат — решили создать полностью оригинальное изделие.
Ш-образная рама более габаритная и позволяет вместить больше полезной нагрузки. На такую раму легко устанавливать «лидары» (лазерные локаторы. — RT), тепловизоры, дополнительные оптические приборы и средства технического зрения. В этом отношении наш БПЛА уместнее всего сравнить с модификациями автомата Калашникова, приспособленными под установку разнообразного обвеса.
— Какой объём полезной нагрузки может поднимать «Велес»? И не получилось ли так, что более габаритная рама утяжелила БПЛА и ухудшила его лётные возможности?
— Этого не произошло. Рама изготавливается из алюминия и постоянно оптимизируется, в том числе в плане снижения массы. Именно Ш-образная рама придаёт «Велесу» хорошие аэродинамические свойства. Также на законцовках рамы установлены карбоновые винты, которые обеспечивают дрону солидную тягу.
В итоге целевая нагрузка «Велеса» составляет 2,5 кг. С ней он может преодолеть до 10 км, с меньшей — примерно до 15 км. Если требуется провести разведку или нанести удар на совсем небольшие дистанции, то дрон способен поднять и 4 кг веса. При относительно небольшой нагрузке и обеспечении ретрансляции «Велес» может находиться в воздухе до 40 минут и преодолевать более 15 км.
Рама «Велеса» настолько живучая, что может уцелеть при падении с небольших высот. Бойцы батальона Маргелова рассказывали нам, что иногда отправлялись на поиски потерянных при ведении разведки «птичек» и находили их в пригодном для быстрого ремонта состоянии.
— Противник постоянно совершенствует средства и тактику ведения радиоэлектронной борьбы. Насколько защищён «Велес» от средств вражеской РЭБ?
— Вы правы, враг не стоит на месте и постоянно экспериментирует с РЭБ, пытаясь защититься от налётов российских дронов. К тому же большую помощь ВСУ оказывают западные страны. Некоторые средства РЭБ, которые они передают противнику, отличаются компактностью и повышенной мощностью. Если российский БПЛА попал, что называется, в канал ствола такого устройства, то есть в эпицентр потока радиомагнитного излучения, то, скорее всего, рухнет или вернётся к оператору.
Поэтому при разработке «Велеса» инженеры «АэроХита» внимательно отнеслись к вопросу помехозащищённости связи и управления. На сегодняшний день на беспилотник устанавливается модуль «Гермес» НПО «Кайсант». Изделие состоит из микросхемы и дипольной антенны, которые обеспечивают надёжную связь между дроном и пультом оператора.
Кроме того, для защиты от системы РЭБ используется метод ППРЧ (псевдослучайной перестройки рабочей частоты. — RT). Остальные производители FPV-дронов тоже не брезгуют методом ППРЧ, но вместе с тем они интегрируют сугубо гражданскую технологию LoRa, взятую на Open Source. Это примерно то же самое, что использовать в зоне СВО китайские радиостанции Baofeng — делать такое можно, но с пониманием негативных последствий по недостаточной помехозащищённости.
— За счёт каких инженерных решений удаётся защищать дроны от помех?
— Средства РЭБ выводят из строя дроны, создавая избыточный электромагнитный шум, который нарушает видеолинк и радиоспектр. В зоне СВО нередко бывают случаи, когда наши бойцы включают устройства, которые называются анализаторами спектра, и понимают, что полосы частот, на которых летают БПЛА, полностью забиты шумом.
Поэтому ключевой задачей разработчика помехозащищённых изделий является фильтрация такого трафика. Например, модуль «Гермес» принимает только те сигналы, которые подтверждаются уникальным ключом. В результате носитель модуля получает только верифицированные команды, а в сочетании с ППРЧ обеспечивается устойчивость канала связи.
На предмет помехозащищённости «Велес» прошёл успешные испытания в ГУИР, но самое главное для нас — это обратная связь с фронта, где куётся наша победа. Отзывы и рекомендации бойцов помогают нам улучшать характеристики дрона.
— Планируете ли вы некую капитальную модернизацию «Велеса» с учётом опыта боевого применения?
— Надеюсь, что до конца текущего года удастся выполнить весь комплекс работ по созданию и запуску в серийное производство модификации «Велеса» с системой донаведения на источник РЭБ. Такой дрон повысит возможности нашей радиотехнической разведки и станет эффективным средством борьбы с вражескими средствами радиоэлектронного подавления.
Суть в том, что новая вариация «Велеса» будет способна самостоятельно засекать источник радиоизлучения и поражать его имеющимся на борту взрывным устройством. После зачистки РЭБ наши войска могут уже спокойно применять дроны-разведчики и камикадзе.
Однако инженерному коллективу «АэроХита» предстоит решить непростые задачи. Прежде всего мы должны найти способ интеграции технологий искусственного интеллекта в скромное по массогабаритным характеристикам изделие.
— Как, на ваш взгляд, могут поменяться FPV-технологии с учётом опыта СВО? Что необходимо делать, чтобы Россия сохранила передовые позиции в этом сегменте?
— Я полагаю, что развитие решений на основе FPV и искусственного интеллекта способно в значительной мере сократить риск для расчётов БПЛА и наших мужественных штурмовиков. Логика прогресса такова, что присутствие человека на линии боевого соприкосновения необходимо сокращать.
Чтобы оставаться лидером, России крайне важно развернуть производство комплектующих, которые разработчики БПЛА вынуждены закупать в Китае. Подвижки в этом вопросе есть, но пока многие отечественные аналоги слишком дорогие или сырые, то есть нуждаются в доработке.
Не скрою, что порой требуется помощь государства. Правительство или аффилированные с ним фонды могли бы вкладывать деньги в перспективные НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — RT). Также власти могли бы субсидировать цену дорогих отечественных комплектующих, которые готовы закупать разработчики дронов вместо импортных.
FPV в сочетании с искусственным интеллектом — это источник огромного количества новых технологий и решений, которые способны сделать сильнее нашу армию, оборонную и гражданскую промышленность.