Виктор Алкснис: Мirage 2000-5, который Франция пообещала Украине, - истребитель серьезный, воевать умеет

В ближайшее время Париж согласует передачу киевскому режиму истребителей «Мираж», которые «позволят защитить» жовто-блактиное небо. Обучение украинских пилотов предполагается во Франции, предположительно, оно займет до полугода. Поставки самолетов могут начаться зимой.

Виктор Алкснис: Мirage 2000-5, который Франция пообещала Украине, - истребитель серьезный, воевать умеет
© Свободная пресса

Mirage 2000 – это многоцелевой истребитель четвертого поколения. Помимо Франции, состоит на вооружении нескольких стран Азии, Европы и Латинской Америки.

Mirage 2000 с индексом «5» — это экспортная версия французского истребителя. Есть еще с индексом «D», что значит «ударный истребитель-бомбардировщик», носитель обычного вооружения. А ударный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия — это Mirage 2000 с индексом «N».

Вообще Mirage 2000 - первый французский самолет, предназначенный для преодоления системы ПВО на малых высотах и нанесения ударов по наземным целям с использованием как ядерного, так и обычного высокоточного управляемого авиационного оружия с лазерным наведением. А Эммануэль Макрон как раз подтвердил разрешение Украине наносить удары французским оружием по военным целям на территории России.

Мечтающий о лаврах Наполеона, или хотя бы де Голля Макрон пообещал выделить Киеву истребители Mirage 2000 на встрече с западными лидерами после памятных мероприятий 6 мая в честь 80-летия высадки союзников в Нормандии

Про индексы «D» и «N» речи не было, как и о легендарной французской эскадрилье «Нормандии-Неман», воевавшей вместе с советскими летчиками с фашистами.

Депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, майор авиации Виктор Алкснис напоминает, что французские «Миражи» начали выпускаться сорок лет назад. Срок немалый, однако воевать на них можно.

- Наши МиГ-29 тоже появились давно, но до сих пор используемся как нами, так и украинцами. Срок службы этих самолетов, тем более, если они пройдут обещанную модернизацию, увеличится. А она наверняка будет производится, после чего истребители станут соответствовать требованиям сегодняшнего дня.

Поэтому насыщение Вооруженных сил Украины такого рода авиационной техникой, причем достаточно современной, а самое главное - оснащенной высокоточным оружием в виде управляемых ракет – представит для нас серьезную проблему. Не так просто будет ее решить.

«СП»: Киевскому режиму обещают еще и американские F-16. Уже официально объявлено, что в случае появления этих истребителей на Украине, мы будем рассматривать их как носителей ядерного оружия. Они, кстати, лучше или хуже французских «Миражей»?

- Все примерно одного уровня. Есть еще шведский многоцелевой истребитель Saab JAS 39 Gripen, который тоже грозятся поставить Киеву. Сейчас будет происходить насыщение украинской армии современными видами управляемого высокоточного оружия и его носителей.

«СП»: При этом сами украинцы ругаются. Например, спикер Воздушных сил Украины Юрий Игнат публично заявил, что страна в этих «Миражах»… не нуждается. Они, мол, давно устарели, а их использование лишь «истощит военно-воздушные силы». Обсуждение передачи Mirage 2000 для незалежной велись еще в 2023 году, однако украинские генералы мечтали о поставках именно американских истребителей F-16. Или, может, не стоит верить его словам, «военная хитрость»?

- Все эти самолеты не будут участвовать, скажем так, в воздушных боях друг с другом, как практиковалось в годы Великой Отечественной войны, или в других военных конфликтах середины ХХ века. Сейчас они нужны лишь как платформы для запуска высокоточного оружия, управляемых ракет класса «воздух-земля».

«Миражи» и F-16 будут взлетать, выпускать ракеты и сразу уходить на свои аэродромы. При этом возникнут серьезные проблемы с их размещением и базированием. Украинские аэродромы в определенной степени устарели, наша авиация не раз наносила по ним удары, а те же F-16 требуют весьма высокого качества аэродромов, в частности, по покрытию. Так что с их эксплуатацией будет не так просто.

Но вполне возможно, что они станут базироваться где-нибудь в Румынии или в Польше, откуда будут взлетать, долетать над территорией Украины поближе к нашим границам, осуществлять запуск ракет и возвращаться обратно на свой аэродром. А мы наносить удары по польским и румынским аэродромам, скорее всего, не будем.

«СП»: Если они будут базироваться на польских или румынских аэродромах, то зачем говорить про «обучение украинских пилотов». Ведь паспорт с пропиской у них в небе никто не спросит. Так что этими самолетами: F-16, Mirage 2000 и Gripen - вполне могут управлять вовсе не украинские, а польские с румынскими, французские или шведские пилоты?

- Наверняка. У киевского режима серьезные проблемы с летным составом, потому что за два с лишним года боевых действий есть серьезные потери не только в авиационной технике, но и, самое главное, в летном составе. А взять и просто посадить в кабину F-16 или «Миража» пилота из сельхозавиации, с Ан-2, нереально. Перед этим ему необходимо пройти серьезное обучение.

Учитывая же то, что нами периодически наносятся удары по украинской аэродромной сети и по местам обучения молодого летного состава, у них, повторяю, будут серьезные проблемы. Речь идет о дефиците не только летного, но и инженерно-технического состава. И с запчастями предвижу проблемы. Так что поставки авиатехники доставят серьезные проблемы не только нам, но и им тоже. Не так просто эксплуатировать эти самолеты, учитывая состояние ВВС Украины.

«СП»: Про «обучение украинских пилотов» начали говорить еще с прошлого года. Писали, что украинские лётчики замечены на французских базах тактической авиации в Нанси-Ош, Мон-де-Морсан, Велизи и Роморантен-Лантене. Может, они уже обучены и только ждут прибытия новой техники? Открытым текстом пишут, что группа украинских пилотов, три десятка человек, закончила четырехмесячную подготовку на «Миражах» и уже покинула Францию.

- Проходя переучивание на новый тип самолеты, условно говоря, с МиГ-29 или Су-27 на F-16 нужно помимо тренажеров еще иметь и летную практику. В советские времена нормы для летного состава были не менее пятидесяти часов налета в год, чтобы пилоту начислялись «летные льготы». А пятьдесят часов - это много.

«СП»: Двое суток в год нужно было провести не на земле, а воздухе...

- Да, а нужно еще учесть, что для этого необходимо иметь возможность спокойно тренироваться, не подвергаясь опасности быть сбитым противником, то есть нами. А это спокойствие сейчас над территорией Украины обеспечить очень и очень непросто. Так что ситуация не только у нас, но и у них сложная.

Поживем - увидим, как они с ней справятся…