Для выхода к Индийскому океану России нужны ключи от форта Каспийск

В условиях беспрецедентных санкций Запада у России и Ирана не могло не возникнуть желания создать международный транспортный коридор, который позволил бы России через Иран выйти на Индию, Саудовскую Аравию и десяток других стран.

Для выхода к Индийскому океану России нужны ключи от форта Каспийск
© Свободная пресса

Поскольку общей сухопутной границы у России с Ираном нет, рассматриваются три маршрута коридора.

Первый: Западный, от центральных районов РФ по железной дороге через Азербайджан в Иран. В состав Западного маршрута в Азербайджане предполагается включить двухпутный электрифицированный участок Самур – Ширван и однопутный неэлектрифицированный участок от Ширвана до Астары с давно неремонтируемыми путями и подвижным составом советских времён. Общая протяжённость Западного маршрута 3000 км.

Второй: Восточный железнодорожный маршрут, проходит через Казахстан и Туркменистан. На этом участке в России в основном двухпутные электрифицированные и частично электрифицированные участки, но на подходе к границе с Казахстаном однопутный неэлектрифицированный участок. А в Казахстане и Туркменистане только однопутные и неэлектрифицированные железные дороги.

Кроме того, никто не может гарантировать, что Азербайджан, Казахстан и Туркменистан в один не прекрасный момент не перекроют путь российским грузам через их железные дороги.

К примеру, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в сентябре 2023 года объявил, что республика будет соблюдать введённые Западом санкции против нашей страны. Правда, уточнил, что Казахстан не является анти-Россией. Понимай, как хочешь…

Ряд ограничений против РФ ввёл и Азербайджан. Так, он закрыл своё воздушное пространство для российских военных самолётов. Азербайджанские авиакомпании в марте 2022 г. приостановили все рейсы в города России. Президент Ильхам Алиев заявил, что его страна не поставляет оружия на Украину: «Гуманитарная помощь – да, оружие – нет».

Так что поставки ГСМ для украинских танков, азербайджанских 82-мм миномётов 20N5, 120-мм мин 40М11, а также 18 беспилотных гусеничных машин разминирования «Revivol R» являются чисто гуманитарной помощью. Между прочим, беспилотные машины разминирования для ВСУ сейчас поважнее танков.

Неужели в такой ситуации нужно вкладывать сотни миллиардов рублей в строительство Западного и Восточного железнодорожных маршрутов? Допускаю, что – да, при условии жёстких гарантий Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Но пока об этом не слыхать.

Поэтому единственным разумным и надёжным является Транскаспийский маршрут – от центральных регионов России в Иран через Каспийское море. Протяжённость маршрута 2800 км. Морской путь существенно дешевле, а главное, гарантирован от всех политических метаморфоз.

При любом раскладе российские и иранские торговые суда будут прикрыты с моря Каспийской флотилией, а с воздуха – мощными ВВС РФ и Ирана. Тем более, что существующие договоры запрещают нахождение на Каспии боевых кораблей и самолётов стран, не имеющих выхода к Каспийскому морю.

Какие же российские торговые порты предполагается задействовать в Транскаспийском маршруте? Это – Астрахань, Оля и Махачкала. Оля – новый порт в 73 км южнее Астрахани, на том же рукаве Волги – Бахтемире.

Увы, суда из Астрахани и Оли попадают не прямо в Каспийское море, а в Волго-Каспийский морской канал. Сегодня его габариты обеспечивают безопасное движение судов с осадкой 4,5 м до Астрахани и 4,7 м до Оли.

Канал состоит из двух участков: морского и речного. Согласно паспортным данным, общая протяжённость канала —188 км, из них на морскую часть (искусственную) приходится 102 км, речную – 86 км. Ширина канала составляет 100-120 метров, навигационная глубина – 5,1 м, что позволяет обеспечивать безопасное движение судов с осадкой до 4,5 м. При сложных метеоусловиях движение судов становится односторонним.

Оля и Астрахань вроде бы работают круглогодично. И действительно, из Оли в Астрахань зимой осуществляется проводка судов тремя ледоколами. Но работают ли они по всему 188-километровому морскому каналу и далее через замёрзшую часть Каспия, выяснить не удалось.

С 2007 г. идут разговоры о создании незамерзающего порта Лагань. Уже лет десять действует АО «Порт Лагань». Но в рыбацкой деревушке Лагань до сих пор никто и лопатой не махнул! А от Лагани до моря на расстояние свыше 10 км тянется канал, построенный рыбаками для своих судёнышек. Но сейчас эти судёнышки на берегу, по заиленному каналу может пройти только моторная лодка.

Возникает естественный вопрос, а почему б в открытом море, где начинаются 15-20-метровые глубины, не построить искусственный остров? А на нём – порт-терминал. Туда будут подходить контейнеровозы и танкеры с большой осадкой, а грузы с них будут переваливаться на суда «река-море» или на берег. Нефтепродукты могут доставляться на берег по подводному трубопроводу, а контейнеры грузиться в автомобили или железнодорожные вагоны, а далее отправляться по мосту или дамбе длиной 10-15 км. При малых глубинах насыпать такую дамбу дёшево и сердито. Так, в советское время на Днепре и Волге строились дамбы длиной 10-17 км с берегов водохранилищ до железнодорожных мостов.

Любопытно, что в 1934-1937 годах у рабочего посёлка Двигательстрой (с 1947 г. город Каспийск) в открытом море на расстоянии 2,7 км от берега было построено грандиозное бетонное сооружение, куда больше форта Байярд – цех № 8. На самом деле это была пристрелочная станция для торпед, изготавливаемых рядом – на заводе «Дагдизель» № 182.

Не менее любопытно, как сооружали этот искусственный остров. Поначалу на берегу было построено огромное основание – накидка. Потом ее протащили на место установки станции. А затем опять же на берегу построили саму станцию, отвезли в море и поставили на накидку.

В 1966 г. в связи с увеличением производства глубоководных противолодочных торпед все испытания были перенесены в посёлок Орджоникидзе рядом с Феодосией и на северо-запад Ладожского озера. А пристрелочную базу в Каспийске закрыли.

Тем не менее, огромный бетонный «форт» стоит до сих пор. Ему не страшны ни каспийские штормы, ни регулярные обстрелы из пушек и ракетных установок каспийских монстров (экранопланов).

В России искусственные острова создавались издревле. Так, с 1903-го по 1912 год вокруг Котлина было построено 15 больших насыпных островов. На каждом из них возвели мощный бетонный форт и защищенную молами гавань для приёма судов, доставлявших строительные материалы, тяжёлые пушки и т.д.

Транспортные терминалы на искусственных островах успешно строят во всём мире. Так, в Японии и Китае это огромные аэропорты Кансай и Чхеклапкок (близ Гонконга).

А в Восточно-Китайском море построен целый архипелаг искусственных островов с портами, аэродромами и другой инфраструктурой, которая используется как в гражданских, так и в военных целях.

И только у нас на Каспии транспортники два века героически воюют с заиливанием портов и каналов, ведущих в море. Работают десятки землесосов, огромные средства уходят в песок в буквальном смысле. А затем столь же героически рапортуют о достигнутых глубинах в 3,5 метра. А когда суда садятся на мель, «катят бочки» на капитана.