Овчинский: К ноябрю 1941 года 94% всей выпускавшейся в Москве продукции имело военное назначение
К ноябрю 1941 года доля военной продукции, выпускавшейся в Москве, составила 94% всего промышленного производства столицы. Об этом ко Дню Победы сообщила пресс-служба департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы со ссылкой на его руководителя Владислава Овчинского.
«В этом году отмечается 79-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Существенный вклад в обеспечение Советской армии и приближение Победы внесли и столичные промышленники. В августе 1941 года доля военной продукции от всего промпроизводства Москвы составляла 23%, а к ноябрю 1941 года достигла 94%, что позволило обеспечивать фронт необходимой продукцией. В первые недели войны многим производствам пришлось быстро и радикально перепрофилироваться, промышленники учились производить необходимую в тылу продукцию и продолжали наращивать выпуск товаров общего потребления», – приводятся в сообщении слова Овчинского.
Как указано в сообщении, в начале 1940-х годов в Москве работало более 2 тыс. фабрик и заводов, большинство из которых к началу 1941 года перестроили свои производственные линии и начали выпускать лекарства, комплектующие для реактивных систем залпового огня «Катюша», самолеты, танки и другую военную технику.
Так, на Микояновском мясокомбинате было организовано производство медицинских препаратов на основе эндокринного сырья. И если в 1942 году промышленность выпускала всего четыре вида этих препаратов, то в 1944 году их было уже 40. Лекарства начали производить и на кондитерской фабрике «Рот Фронт» – из оболочки шелухи какао-бобов изготавливали медицинский препарат для лечения бронхолегочных заболеваний. Также на заводе в рекордные сроки освоили производство белковой массы и пасты из дрожжей, которые служили пищевыми заменителями, и пищевые концентраты – каши и макаронную крупу. Один из цехов предприятия был перепрофилирован под выпуск сигнальных фонарей для Военно-морского флота. Цех литой тары полностью приспособили для выработки примесей к взрывчатым веществам артиллерийских снарядов и пламегасителей для ракетниц.
В свою очередь предприятие «Красный Октябрь» кроме шоколада «Гвардейский» для сухпайков поставляло пищевые концентраты, пламегасители для снарядов, маскирующие дымы и сигнальные шашки.
Отмечается, что сменили профиль для обеспечения фронта и тыла столичные производители легкой промышленности. Так, в цехах обувной фабрики «Парижская коммуна» начали выпускать армейскую обувь, на производстве одежды «Большевичка» – военную форму, в «Трехгорной мануфактуре» готовили ткани для обмундирования, парашютный шелк и шинельное сукно.
Завод №3 (в настоящее время называется «Вперед») по производству мебели и стройматериалов в 1941 был переименован в Государственный завод №383 НКАП. Вместе с названием изменился и профиль: здесь начали выпускать деревянные воздушные винты к самолетам, находящимся на вооружении Военно-воздушного флота. Столичный «Электрозавод» не только продолжил производить оборудование для электростанций, но и в короткие сроки освоил выпуск военной продукции – трансформаторов, противотанковых ежей, миноискателей, масловодогреек. Еще на заводе приступили к производству узлов для минометов, реактивных систем залпового огня «Катюша» и снарядов для них. В цехах предприятия ремонтировали танки Т-34.
В департаменте добавили, что за годы войны Московский крекинг-завод (в настоящее время – МНПЗ) переработал 2,8 млн тонн нефти. Предприятие обеспечивало Красную армию дизельным топливом, автомобильным и авиационным бензином. Завод был важным стратегическим объектом и подвергался постоянным вражеским атакам. Для сбережения предприятия сотрудники соорудили фальшивый двойник в 3 км от настоящих цехов, которые тщательно замаскировали. Именно ложный завод на протяжении 90 дней и ночей принимал на себя налеты фашистов.
«Увеличивали объемы производства авиационные заводы, например, на заводе МиГ ежесуточно выпускалось до 25 истребителей нового поколения. ОКБ Яковлева разработал советские истребители Як-1. За время войны выпустили свыше 40 тыс. таких самолетов. Они были небольшой массы, простыми в управлении, и легко выходили из штопора, когда резко меняются характеристики управляемости самолета вплоть до ее полной потери. На Московсковском авиационном заводе №22 имени Горбунова (с 1942 года – авиационный завод №23, в настоящее время – ГКНПЦ имени Хруничева) к 1949 году произвели около 2 тыс. бомбардировщиков Ту-2 всех модификаций», – пояснили в департаменте, добавив, что бомбардировщики выпускали и в ОКБ имени Ильюшина – это Ил-4 и ДБ-3. Символом Победы стал штурмовик Ил-2 – самый массовый боевой самолет в истории авиации и воплощение выдающейся конструкторской идеи: броня и защищала, и «работала» как часть конструкции самолета.
В ведомстве подчеркнули, что каждый седьмой самолет, построенный в стране, каждый четвертый снаряд, третий миномет и каждый второй автомат, выпущенный в военные годы, были сделаны в столице.