Черному морю грозит война без правил по примеру Баб-эль-Мандебского пролива
За грохотом артиллерийской канонады на просторах бывшей советской УССР многие из нас не обратили внимания на поразительный факт. Оказывается, в полной дипломатической тиши почти два месяца в Турции шли и на днях провально завершились российско-украинские переговоры.
Без глобальной, правда, повестки. Речь шла всего лишь о взаимных гарантиях обеспечения безопасности плавания торговых судов в Черном море. О военных кораблях речь не шла вообще.
Однако согласитесь: в нынешних кровью окрашенных военно-политических реалиях любой прямой диалог Москвы и Киева даже на нейтральной территории выглядит почти что сенсационно. Тем более странно, что в общественном пространстве РФ о нем долго не было ни слуху, ни духу. Возможно потому, что в Кремле с самого начала подозревали, что ничем хорошим для нас те переговоры не завершатся.
Так и вышло. Как сообщает Reuters, все детали будущего соглашения были увязаны еще к концу марта нынешнего года. Предполагалось, что Реджеп Эрдоган объявит о заключении российско-украинского соглашения за день до старта местных выборов в Турции.
«В соответствии с соглашением… и Москва, и Киев предложили гарантии безопасности торговым судам в Черном море, обязуясь не наносить удары, не арестовывать и не обыскивать их», - пишет Reuters. Гарантии не распространялись на военные корабли и гражданские суда, перевозящие товары военного назначения.
Договорились? Но не тут-то было. В решительный момент украинская делегация отказалась подписывать документ. «В самую последнюю минуту Украина внезапно вышла из соглашения, и сделка была сорвана», - сообщил Reuters один из дипломатических источников.
При этом до сей поры Киев никак не объяснил эту свою строптивость, в результате которой результаты двухмесячной напряженной работы делегаций пришлось выбросить в мусорную корзину. Хотя столь внезапный разворот украинцев на 180 градусов, исходя из прежнего нашего опыта, обычно означает единственное: в переговорный процесс на заключительном этапе момент вмешалась некая третья сила. И именно она заставила посланцев Владимира Зеленского перечеркнуть все.
Кто бы мог быть этот самый загадочный «третий»? Эксперты полагают, что следы развала несостоявшегося соглашения ведут в Лондон и Вашингтон. Иными словами - ровно туда же, куда они привели из той же Турции весной 2022-го. Когда наша и украинская делегации в самом начале специальной военной операции пытались нащупать дорогу к компромиссному завершению кровопролитнейшего вооруженного конфликта.
Это теперь-то мы знаем, что на Киев два года назад надавил тогдашний премьер Великобритании Борис Джонсон. И под свои личные гарантии военно-технической, политической и экономической помощи предложил нашим врагам не складывать оружие, ничего не подписывать с Москвой, а драться с нею «до последнего украинца».
Наверняка примерно так же произошло и на этот раз с обеспечением безопасности торгового мореплавания в Черном море. Стало быть, украинцам, британцам и американцам она ни к чему? Для чего же в таком случае было при теснейшем посредничестве Эрдогана за столом переговоров огород городить целых два месяца?
Чтобы попытаться разобраться в этом, предлагаю мысленно вернуться к знаменитой черноморской «зерновой сделке», заключенной все в том же Стамбуле летом 2022 года под эгидой ООН. Одним из основных пунктов того соглашения, напомню, стало наше согласие на возобновление противником безопасных экспортно-импортных операций с их продовольствием через украинских порты. Основной мотив – борьба с голодом в беднейших странах.
Все же до 2022 года Россия и Украина входили в пятерку крупнейших продавцов пшеницы в мире. И обеспечивали порядка 30% мировых поставок. Следовательно, полное прекращение поставок зерна из них не могло не сказаться самым губительнейшим образом на мировых рынках.
Сделка предполагала создание безопасного коридора для вывоза по Черному морю сельхозпродукции из украинских портов при условии снятия западных ограничений на точно такой же продовольственный экспорт России. Представители Турции и ООН обязались контролировать, что на суднах с зерном не будут перевозить оружие и боеприпасы. А проверять суда на входе и выходе в Черном море и из него — четырехсторонний координационный центр.
Взамен Украина дала слово способствовать скорейшему возобновлению экспорта российского аммиака через проходящий по ее территории важнейший для Москвы трубопровод «Тольятти-Одесса».
Все это скрепили своими подписями министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков, министр обороны России Сергей Шойгу, министр обороны Турции Хулуси Акар и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
Худо-бедно морской конвейер из Одессы, Ильичевска, Южного и Измаила в направлении Босфора заработал. Но ненадолго.
29 октября 2022 Россия впервые приостановила участие в сделке, заявив, что «зерновой коридор» был использован Киевом для тайной доставки безэкипажных катеров-камикадзе поближе к Севастопольской бухте и внезапной атаки на стоявшие в ней корабли Черноморского флота.
Под давлением ООН сделку мы возобновили лишь 2 ноября того же года, после получения Москвой соответствующих гарантий Киева.
Потом, 5 июня 2023 года, невесть кем (но легко догадаться!) на территории Харьковской области был подорван тот самый стратегический для РФ аммиакопровод «Тольятти—Одесса». Обещанное Киевом возобновление экспорта этого российского сырья через Одессу стало даже технически невозможным.
Дополнительно к тому времени стало понятно, что все разговоры про борьбу с мировым голодом не более, чем ширма для украинских инициаторов «зерновой сделки». 17 июля 2023 года МИД России официально заявил, что за время работы соглашения 70 процентов грузов отправлены в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов. Включая государства-члены ЕС. На долю беднейших государств, в частности Эфиопии, Йемена, Афганистана, Судана и Сомали пришлось менее трех процентов поставок.
Мало того. В Москве усилились подозрения, что международный контроль за выполнением соглашения в Босфоре не слишком эффективен. И никто доподлинно не знал, что на самом деле было скрыто под разрешенными грузами в почти бездонных трюмах океанских сухогрузов и зерновозов, следующих курсами на Украину.
Однако, как оказалось, даже и такого контроля Киев не хотел. Обоснованно подозревая, что в условиях продолжающихся боевых действий он невыгоден никому, кроме России.
Очень похоже: как раз для того, чтобы дополнительно разъярить Москву и подтолкнуть ее к одностороннему разрыву соглашения, в последний день его действия (аккурат 17 июля 2023 года) был нанесен удар надводным беспилотником по Крымскому мосту. Как и в случае с упомянутым ударом БЭКами по Севастопольской бухте, у многих возникло подозрения, что украинский ударный дрон был скрытно доставлен поближе к Керченскому проливу на одном из иностранных судов, участвовавших в «зерновой сделке».
Исходя из этого, 17 июля 2023 года Россия официально уведомила украинскую сторону, что возражает против продления соглашения. А спустя два дня, 19 июля, Минобороны РФ сообщило: отныне все суда, идущие в украинские порты, нами будут считаться потенциальными перевозчиками военных грузов. А сами страны, под чьими флагами ходят такие суда, «вовлеченными в украинский конфликт на стороне киевского режима».
Кроме того, ряд морских районов в северо-западной и юго-восточной частях международных вод Чёрного моря Москва с того самого дня на весь белый свет объявила временно опасными для судоходства.
На словах это выглядело грозно. Однако последующие события показали, что, принимая подобное решение, Кремль находился, видимо, в изрядных иллюзиях относительно своих и вражеских боевых возможностей. Все стало для нас только хуже.
Суда под самыми различными флагами как шли, так и продолжают прямо сейчас пробираться от Босфора в украинские порты. Только теперь вообще без хоть какого-либо нашего пригляда.
Нынче их маршруты проходят под самыми черноморскими берегами, в пределах 12-мильных территориальных вод стран-членов НАТО. Если проследить от Босфора – то сначала Турции, потом Румынии и Болгарии.
И только у самого устья Дуная они на очень коротенький срок оказываются в водах Украины. В которых только и может их атаковать наш Черноморский флот. Но не атаковал еще ни разу. Полагаю, больше всего опасаясь обвинений в пиратстве и терроризме со стороны международного сообщества.
Словом, прошлогодние угрозы наших военачальников «потенциальным перевозчикам военных грузов» на деле оказались полным пшиком. А Киев обзавелся дополнительным поводом прокричать об очередной «перемоге» на Черном море.
А ведь действительно: руководству Украины есть от чего торжествовать. После нашего не слишком дальновидного и явно самоуверенного выхода из «зерновой сделки» уровень товарооборота через морские порты «страны 404» быстро вышел на доСВОшный уровень. Согласно официальным данным, за период с августа 2023 года через данный маршрут вывезено впечатляющее количество грузов - 20 миллионов тонн. В том числе - 14,3 миллиона тонн сельскохозяйственной продукции.
И вот тут-то я бы предложил обратить внимание на никак не прокомментированные в этой киевской статистике почти шесть миллионов тонн, остающиеся, получается, за вычетом вывезенного украинского продовольствия. Что это за грузы? От кого? В чей конкретно адрес?
Не удивлюсь, если на самом деле речь исключительно о том, в чем все острее нуждаются ВСУ на фронте и в тылу.
А между тем, для перевозки шести миллионов тонн неизвестных нам грузов потребна просто прорва поездов. С общим участием примерно 100 тысяч стандартных четырехосных железнодорожных вагонов (средней грузоподъемностью в 68-71 тонну каждый).
Вы только попытайтесь представить, о какой массе всего самого необходимого украинскому фронту может идти речь! И тогда станет понятно, скажем, отчего не так давно президент Франции Эммануэль Макрон с чего-то вдруг так озаботился грядущей судьбой Одесского порта в свете очень и очень возможного русского летнего наступления, что пригрозил даже бросить свои войска на «спасение» города-героя от России.
А теперь давайте вернемся к тем самым переговорам в Турции о безопасности торгового судоходства в Черном море, которые в последний момент, перед самым подписанием, только что сорвал Киев. Ему-то о чем, если разобраться, беспокоиться? Морской транспортный конвейер через Одессу и Ильичевск после демарша России раскручен на полную катушку. И опытным путем доказано: у русских руки коротки его прервать хоть на мгновение.
Наши регулярные ракетные удары по портовым сооружениям Украины если и доставляют беспокойство противнику, то на итоговые результаты его портовой работы особого влияния не оказывают. Если сомневаетесь - снова взгляните на приведенную выше статистику динамично растущего морского товарооборота «страны 404».
А вот для России после срыва переговорного процесса в Турции дело вскоре, опасаюсь, может обернуться совершенно иначе.
Про значение для экономики РФ почти необозримых причалов и терминалов Новороссийска, Туапсе, Таганрога, Ейска, Темрюка, Ростова-на-Дону, Азова нечего и говорить. Это торговые ворота в мир такой важности для Отечества, которые захлопни – многое в стране просто остановится.
Считаю, что нельзя исключать: осознаем это не только мы. Наши враги тоже с мозгами. Возможно, именно поэтому они нынешней весной союзно с Киевом и отказались подписывать очередные российско-украинские соглашения.
Не исключаю: их к этому мог подтолкнуть пример, допустим, тех же босоногих хуситов, которые сумели своими ракетами практически перекрыть проход в Красное море из Индийского океана для всех, кого не сильно любят. Что теперь мешает Киеву с его проверенными и достаточно надежными надводными ударными беспилотниками поступить точно так же в Черном мере и с российскими торговыми судами?
«А la guerre comme а la guerre». На войне – как на войне. И это надо Москве отныне тоже придется учитывать.
Рецепт радикального решения назревающего проблемы только один. Поскорее брать Одессу, Измаил, Николаев и Очаков. И превращать Украину в неопасный для нашей страны, отрезанный от морского побережья геополитический «обрубок». Вроде той же Молдавии. Других вариантов как избежать новой напасти даже в голову не приходит.
А в это время
Как сообщают украинские СМИ, в ночь с 19 на 20 апреля российские военные нанесли очередной ракетный удар по порту Южный в Одесской области. Как признают в Киеве, тяжелые повреждения получили два терминала. Разрушены «емкости с агропродукцией».
По данным Мининфраструктуры Украины, это уже 39 атака РФ по объектам портовой инфраструктуры в этом причерноморском регионе. Повреждены и частично уничтожены 215 объектов, 153 транспортных средства и восемь гражданских судов.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».