Иранский удар по Израилю вскрыл дипломатическую революцию на Ближнем Востоке
В Израиле весьма довольны результатами отражения ракетной атаки Ирана и не исключают, что надо продолжить удары по военным объектам Исламской Республики, чтобы окончательно подорвать оборонный потенциал Тегерана. Такую оценку в разговоре с «Парламентской газетой» дал эксперт по Ближнему Востоку и Израилю Александр Каргин.
Не дать слабину
Давно так не лихорадило Ближний Восток, как сейчас! Сначала Израиль атаковал дипломатические объекты Ирана в Сирии, убив 16 человек, включая двух генералов Корпуса стражей исламской революции. Затем в ночь с 13 на 14 апреля Тегеран нанес массовый удар по территории еврейского государства, выпустив 170 беспилотников, более 120 баллистических ракет и пару десятков крылатых ракет. И вот 14 апреля Тель-Авив заявил, что поразил объект по производству оружия для «Хезболлы» в районе Наби-Шит в Ливане в ответ на ночное нападение по своей территории, о чем писала «Парламентская газета».
Что вообще происходит в регионе?! По мнению Александра Каргина, ситуация непростая, причем для всех участников конфликта, в том числе из-за специфической ближневосточной морали, которая требует не оставлять без ответа любой выпад противника в свою сторону, а также обязывает государства никогда не показывать свою слабость.
Рассуждая о ночной атаке Ирана, эксперт отметил, что действия Тегерана были больше похожи на PR-акцию, призванную продемонстрировать силу Исламской Республики. Поэтому, хотя медийный эффект был весьма велик, реальный ущерб Израилю так и не был нанесен.
Вполне возможно, что Тель-Авив скрывает реальный масштаб разрушений, но Каргин полагает, что в современных условиях было бы очень сложно скрыть пораженные объекты, и если бы иранские ракеты действительно уничтожили бы базу ЦАХАЛ или гражданский объект, то в таком случае хоть какие-то фотографии или видео «прилетов» оказались бы в соцсетях.
Имидж — ничто, месть — все
При этом эксперт весьма неоднозначно оценил последствия результатов ночных ударов для Ирана. «Если говорить с точки зрения имиджа вооруженных сил, то Тегеран подорвал собственный авторитет, так как масштаб атаки не соответствовал полученным результатам. С другой стороны, в политическом плане Исламская Республика прямо отреагировала на израильский удар, и, таким образом, ее репутация на дипломатическом фронте выросла», — подчеркнул Каргин.
Политолог добавил, что в рамках «акции возмездия» было очевидно желание Ирана «усидеть на двух стульях», то есть и ответить противнику, и одновременно не ввязываться в большую войну с Израилем. Возможно, в Тегеране и предполагали, что реальный «выхлоп» от удара будет невысоким.
В самом еврейском государстве, по данным Каргина, ночная атака вызвала что-то вроде воодушевления и стала предметом насмешек и анекдотов, сформировав несколько пренебрежительное отношение к иранским вооруженным силам.
Новый союзник
«Важнейший нюанс заключается в том, что Иордания фактически стала союзником Израиля, сбив иранские беспилотники. На самом деле это сенсация — чтобы арабская мусульманская страна помогала сбивать ракеты, которые летят на Израиль из другой мусульманской страны, такого никогда не было, это впервые. И это, конечно, дипломатическая революция, которая серьезно скажется на всей ситуации в регионе», — уверен Каргин.
Эксперт полагает, что решение Аммана о сбитии ракет было принято под влиянием Саудовской Аравии, которая усиливает свое влияние в стране на фоне некой отстраненности США. Поэтому если за действиями Иордании действительно стоят саудиты, то это означает, что у Тель-Авива появился новый неожиданный союзник. Позицию Эр-Рияда Каргин объяснил тем, что Израиль, как ни странно, не является прямым конкурентом Саудовской Аравии, в то время как королевство практически в открытую борется с Тегераном за влияние как в мусульманском мире, так и в области энергетики.
Относительно дальнейших действия Израиля политолог спрогнозировал, что ЦАХАЛ, скорее всего, решится на ответный удар, так как в настоящий момент у него есть реальный шанс нанести значительный ущерб иранской военной инфраструктуре и ВПК, и в будущем подобная возможность может уже не предоставиться. Кроме того, «возмездия» требует и израильская общественность.
«Остановить Тель-Авив могут только американцы, но сейчас ситуация для Джо Байдена просто ужасная. Новая война за полгода до выборов в Белый дом — это плохо, если Израиль покажет свою слабость и не нанесет ответный удар — это тоже нехорошо. Если же Нетаньяху нанесет удар вопреки требованиям США - это еще хуже. К тому же администрация Байдена опасается, что очередная эскалация конфликта на Ближнем Востоке приведет к росту цен на нефть, чего Соединенные Штаты хотели бы всеми силами избежать», — объяснил Каргин.
Тем не менее эксперт полагает, что Израиль будет «играть в свою игру» и решится на новую атаку (хотя вряд ли она затронет ядерные объекты), позиция Иордании и Саудовской Аравии придают ему уверенность. Решающим тут будет роль США, которые, возможно, смогут «додавить» Тель-Авив, заставив его проявить «миролюбие».