«Летающий глаз» обнулит эффективность самых дальнобойных натовских ракет
То, что еще несколько месяцев назад было обоснованным предположением, сегодня стало реальностью. Вынужденная перейти к стратегической обороне «самая сильная армия Европы» сосредоточилась на откровенно террористической тактике ведения боевых действий. Приоритетным направлением которых стали удары по инфраструктурным и гражданским объектам на территории «материковой» России.
Других способов показать заокеанскому хозяину, резко урезавшему кормушку, всю «переможность» борьбы по защите Европы от «агрессии с Востока» у Киева просто не осталось. При этом, как количество, так и качество наносимых ударов со временем будет только расти. Рано или поздно (если не уже) ВСУ получат от Запада многофункциональные легкие истребители четвертого поколения F-16 Fighting Falcon. Без крылатых ракет типа Storm Shadow / Scalp-EG Лондон и Париж их тоже не оставят.
Равно как и не исключена возможность появления на территории «страны самых смелых президентов» летающих на расстояния до тысячи километров американских крылатых ракет JASSM-ER.
С целеуказанием от Североатлантического альянса также проблем не предвидится, да и продажные идиоты на территории России пока не перевелись.
Поэтому ожидать, что в ближнесрочной перспективе вал атак на российские объекты энергетической, транспортной, нефтегазовой инфраструктуры, корабли и базы Черноморского флота РФ, военные аэродромы и технику на них будет уменьшаться, мягко говоря, глупо.
И здесь возникает один из двух главных русских вопросов: «Что делать?» И ответ вряд ли удивит своей оригинальностью: «Системно наращивать эффективность существующей системы противодействия высокоточному оружию большого радиуса действия». В том числе и при помощи средств обнаружения низколетящих целей типа «барражирующий боеприпас» и «крылатая ракета».
Одним из таких средств и является следующая эволюционная стадия «Ориона» – перспективный БПЛА радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД», создаваемый группой «Кронштадт». Сегодняшний статус изделия ожидаемо держится в секрете, однако заслуживающие доверия источники утверждают, что уже в текущем году «Гелиос-РЛД» совершит свой первый полет.
Ряд скептически настроенных экспертов тут же не преминул заявить о невозможности размещения на беспилотнике бортового радиоэлектронного оборудования того же объема и того же уровня функциональности, что и на пилотируемых самолетах ДРЛОиУ.
Спорить с этим сложно, тем более что это и не требуется. «Гелиос-РЛД» никогда и не рассматривался в качестве альтернативы самолетам А-50У или А-100 «Премьер». Он должен стать эффективным дополнением существующего сегодня единого разведывательно-ударного контура.
Несоизмеримо меньшая мощность РЛС беспилотника будет компенсирована двумя значимыми факторами: способностью к длительному нахождению в воздухе и значительно большим парком.
Его ключевые тактико-технические характеристики выглядят следующим образом: скорость – 350-450 км/ч, продолжительность полета – от 24 до 30 часов, максимальный потолок – одиннадцать тысяч метров.
В качестве объективных преимуществ профильные специалисты позиционируют не только его способность обнаруживать (вне зависимости от степени сложности рельефа) низколетящие объекты, но и контролировать работу средств космической радиотехнической разведки противника, отслеживающих местоположение функционирующих РЛС ВС России.
Именно с помощью последних специалистами Североатлантического альянса сегодня прокладываются маршруты средств воздушного нападения, отличающиеся минимальным уровнем вероятности их обнаружения и, как следствие, поражения.
В таких условиях дежурящие в воздухе группы беспилотников «Гелиос-РЛД», перемещающиеся с квазислучайным изменением траектории, способны полностью дезориентировать эти средства РТР, сделав практически невозможным определение ими безопасных участков.
Даже несколько десятков БПЛА радиолокационного дозора могут контролировать достаточно протяжённые участки в режиме 24/7, что обеспечит своевременное обнаружение барражирующих боеприпасов, низколетящих крылатых ракет типа Storm Shadow / Scalp-EG и т.д.
Введение в конструкцию беспилотника датчиков ультрафиолетового спектра, засекающих излучение, формируемое двигателями зенитных управляемых боеприпасов и ракет класса «воздух-воздух», позволит существенно повысить эффективность решаемых «Гелиосом-РЛД» задач.
Почему не камера тепловизора? Да как раз потому, что мы имеем дело не с самолетом, а с беспилотником, имеющим определенные ограничения по грузоподъемности. И совсем не факт, что на нем удастся разместить и радиолокационную станцию, и оптоэлектронную систему с тепловизором высокого разрешения. А ультрафиолетовый датчик – прибор достаточно компактный. Конечно, связка РЛС, ОЭС и УФ-датчики была бы еще более эффективна, но тут, как говорится, желания не всегда совпадают с возможностями.
Кроме того, ультрафиолетовые датчики можно использовать и для защиты самого «Гелиос-РЛД» от зенитных управляемых ракет и ракет класса «воздух-воздух».
С учетом того, что системами выброса ложных целей уже оснащаются даже некоторые типы крылатых ракет, такая предосторожность в отношении крупноразмерного и скорее всего совсем недешевого БПЛА, собственная тепловая и радиолокационная сигнатуры которого очень невелики, выглядит более чем разумной.
Кстати, на наш взгляд существует возможность двигаться в этом направлении, не дожидаясь первого полета специализированного беспилотника радиолокационного дозора.
В парке российских БПЛА имеется средневысотный «Орион», а в мае прошлого года впервые поднялась в воздух его следующая эволюционная версия – «Сириус». И тот, и другой, думается, с успехом могли бы использоваться в качестве платформы для бортового оборудования ДРЛ. Недостаток грузоподъемности аппарата легко компенсируется установкой РЛС меньшей мощности.
В качестве резюме. БПЛА дальнего радиолокационного обнаружения в целом, и БПЛА «Гелиос-РЛД», в частности, должны рассматриваться как один из ключевых элементов эффективной, глубоко эшелонированной отечественной системы ПВО. Они способны самым серьезным образом повлиять на построение пространственно-распределённой, динамически изменяющейся сети, обеспечивающей своевременное обнаружение низколетящих СВН. По всей линии боевого соприкосновения и на несколько десятков километров в глубину.